Министерство обороны России заплатит Центру судоремонта «Звездочка» 1,101 млрд рублей, которые предприятие вложило в ремонт и модернизацию атомной глубоководной станции серии «Кашалот».
Контракт на модернизацию подводной станции был заключен еще в 2005 году. За это время ЦС «Звездочка» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) потратила на ремонт и модернизацию станции около 11 млрд рублей, а Минобороны перечислило предприятию только 9,9 млрд рублей. Арбитражный суд Москвы посчитал, что «Звездочка» должна получить от заказчика оставшуюся сумму. Решение вынесено 29 марта.
Работы «Звездочка» производила на объекте проекта 19100, заводской номер 402В, сказано в материалах дела. Судя по данным справочника RussianShips.info, речь идет о советских атомных глубоководных станциях проекта «Кашалот». Заводскому номеру 402 соответствует станция АС-15, вошедшая в состав флота в 1991 году.
Подробности о том, какой именно должна была быть модернизация, в тексте судебного решения не приводятся, указано лишь, что перед «Звездочкой» была поставлена задача установить и испытать различные образцы систем и комплексов.
Изначально предполагалось, что «Звездочка» завершит модернизацию к 2010 году, затем срок был сдвинут на 31 декабря 2016-го.
Судя по всему, шансы на то, чтобы все успеть в срок, изначально были высокими — летом 2015 года «Звездочка» вышла на этап швартовых испытаний. Затем должны были пройти приемосдаточные испытания и проект был бы завершен. Однако швартовые испытания завершить не удалось — на объекте вышли из строя гермовводы (они используются для защиты места ввода кабеля).
В итоге решено было заменить гермовводы на всем объекте. К декабрю 2018 года АС-15 после проведения этих работ готова была приступить к испытаниям, но из-за сложных метеоусловий выйти в море не удалось. Станцию отправили в эллинг, а 5 июля 2019 года «Звездочка» получила письмо от руководства военной части, к которой был приписан объект, из которого следовало, что вводится запрет на эксплуатацию двух видов литий-ионных аккумуляторных батарей в связи с аварией на другом объекте.
Отметим, что 1 июля 2019 года произошел пожар на глубоководной станции АС-31, известной как «Лошарик». Погибли 14 моряков-подводников, сообщало РИА Новости. Как следует из текста решения суда, на АС-15 должны быть установлены такие же батареи, как и на АС-31.
«Звездочка» предприняла попытки найти альтернативное оборудование, но заменить батареи не удалось. В связи с этим в ноябре 2020 года «Звездочка» направила письмо в Минобороны о приостановлении выполнения работ по госконтракту в этой части. В Минобороны провели серию совещаний и приняли решение расторгнуть госконтракт по фактически выполненным работам с учетом рентабельности «Звездочки».
Дальнейшая судьба АС-15 туманна. В марте 2021 ТАСС со ссылкой на собственные источники писал, что носителем АС-15 может быть АПЛ «Белгород». Портал Mill.Press.Flot обращал внимание на то, что в 2022 году информация о статусе глубоководной станции АС-15 отсутствовала.
СПРАВКА MAHNEWS
- АС-15 была разработана в СССР и построена на Ленинградском адмиралтейском объединении (ныне «Адмиралтейские верфи»), спущена на воду в 1988 году, вошла в состав флота в 1991-м. В 2000 году участвовала в операции по спасению подводной лодки «Курск». Скорость при погружении — 30 узлов, над водой — 10 узлов, длина — 69 м, экипаж — 36 человек.
По материалам информационно-аналитического портала MASHNEWS.RU