Заявление главы Минздрава Михаила Мурашко о том, что женщина должна сперва выполнить свою норму деторождения и лишь затем заняться образованием и карьерой, сделало его антигероем дня.
Чтобы осудить домостроевца, поднявшего руку на современный образ жизни, выстроились очереди. Многие захотели бросить камень в министра. Но вообще-то у нас правительство технократическое, и г-н Мурашко выступил как истинный технократ. Он обозначил объективную проблему и указал на ресурс, за счет которого ее можно было бы решить.
В самом деле, государство должно думать о будущем. Будущее - это дети. Детей в России рождается гораздо меньше, чем хотелось бы. Значит, нужно совершить хитрый маневр тем ресурсом, который у нас имеется. Как бы ни возражали против таких формулировок трансгендеры и им подобные, женщина отличается от прочих людей тем, что может рожать детей.
Однако “может” не означает “обязана”. Как не обязана таскать шпалы, писать романы или руководить предприятием. Хотя может и это, и многое другое. Всякая идея о том, что женщина обязана рожать, поскольку самой природой к этому приспособлена или поскольку иначе ей будет грустно в старости, да и вообще для здоровья это полезно, является большой натяжкой и граничит с паразитизмом.
Помимо прочего, не только у самой женщины могут быть иные интересы, кроме выполнения своей уникальной биологической функции, но и государство ждет от нее не только этого. Ибо демографическая проблема - это не только меньше детей, но и меньше рабочих рук. Рабочие руки (и мозги) нужны стране, как воздух. Например, минувшей осенью у нас прошла частичная мобилизация. 300 000 мужчин были изъяты из экономики. Еще сотни тысяч от мобилизации сбежали за границу, и не все из них остались работать на удаленке. Образовалось множество вакансий, требующих квалифицированного труда, которые не заместишь первым попавшимся гастарбайтером.
Опять же, к кому идет государство за подмогой? К женщине. Женщина, выручай! Вспомни времена Великой Отечественной, когда женщины вставали к станку, занимая место отцов, мужей, братьев, ушедших на фронт. Получается странная ситуация. Если женщина не будет рожать, государство погибнет. Если она не будет работать, ему тоже придется несладко. Совмещать то и другое - тяжело. Выбирать что-то одно далеко не всем хочется - мы же так любим поговорить о гармоничном развитии личности.
Можно посмотреть на вещи с рыночной точки зрения: если стране так нужны матери, то материнство - это труд, за который нужно платить. Солдатам на фронте платят по двести тысяч в месяц, и это хороший ориентир. Не каждый пойдет на контракт в армию, но и не каждая выберет для себя “карьеру” многодетной матери.
Разовые выплаты материнского капитала и льготы не заменяют честной и регулярной оплаты материнского труда. Такой ход мыслей, впрочем, тоже имеет свои изъяны. Детей испокон веков было принято рожать в семье, а семья, как мы гордо заявляем назло Западу, - это союз мужчины и женщины.
Где же сегодня мужчина в нашем демографическом уравнении? Почему министр Мурашко не призывает мужчин побыстрее становиться отцами? Нельзя налагать никаких демографических повинностей на женщину, если встречных обязанностей не несет мужчина. Об этом можно было бы говорить, если бы по закону мужчина был обязан содержать свою жену и ее детей и к тому же возможность развода была исключена или существенно ограничена. Но такая семья называется патриархальной, у русских она давно отмерла, и ее возрождение невозможно.
А знаете, почему невозможно? В первую очередь потому, что этого не желают сами мужчины. И дело не только в ответственности, лежащей на главе традиционной семьи. Большинство мужчин попросту не привлекает тот тип женщины, который характерен для патриархального общества. Перестал привлекать еще сто с лишним лет назад, когда на авансцену вышла женщина активная, образованная, яркая. “Комсомолка, спортсменка, красавица”.
Получается замкнутый круг: мужчины, руководящие государством, хотят, чтобы женщины рожали помногу и как можно быстрее, но сами не желают видеть рядом с собой наседку, интересы которой ограничиваются домоводством. Наверное, выходом могло бы стать создание всеобъемлющей среды распределенной ответственности, в которой государство, общество и, конечно, мужчины взяли бы на себя как можно больше обязанностей, связанных с детьми. Чтобы женщина, спасающая будущее страны, не чувствовала себя оставленной наедине со своими проблемами.
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» автор Игорь Караулов.