Арктическое импортозамещение. Интервью генерального директора ОАО «Росшельф» Сергея Штрикова корреспонденту «газета.ru». 22.01.2015.
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Арктическое импортозамещение. Интервью генерального директора ОАО «Росшельф» Сергея Штрикова корреспонденту «газета.ru». 22.01.2015.

Арктическое импортозамещение. Интервью генерального директора ОАО «Росшельф» Сергея Штрикова корреспонденту «газета.ru». 22.01.2015.

Компания «Росшельф» готовится осваивать арктические нефтегазовые месторождения без импортных комплектующих

В марте правительство планирует утвердить план импортозамещения технологий в стратегически значимых отраслях, в том числе связанных с реализацией шельфовых проектов в Арктике. Препятствуют добыче нефти и газа на шельфе не столько отсутствие денег и санкции, сколько неэффективный менеджмент, несогласованность инвестпрограмм государственных и частных компаний, а также вывод активов в офшоры, считает гендиректор ОАО «Росшельф» Сергей Штриков.
— Сергей Анатольевич, какую долю составляют импортные технологии и оборудование, которое используется для разведки добычи нефти и газа на шельфе?
— До 80% агрегатов и оборудования — импортные. Это данные Минпромторга в целом по топливно-энергетическому комплексу. Конкретно в нашей компании, а мы строим буровые платформы для разработки нефтегазовых месторождений на шельфе, значительную часть, к сожалению, составляет импорт.
Это же огромные доли. И хотя правительство приняло программу импортозамещения, рассчитанную до 2020 года, кажется маловероятным, что получится заместить импорт в отведенный срок.
— Не скажу за всю отрасль, но мы у себя планируем заместить импорт за три года. Но...
— Но сначала желательно получить побольше денег от правительства?
— Нет, для начала необходимо, чтобы правительство, в частности Минпромторг и Минэнерго вместе с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК), дочерней структурой которой мы являемся, сели за стол переговоров вместе с основными заказчиками — «Газпромом», «Роснефтью», «ЛУКойлом» и другими — и определили объем рынка, объем заказов. ОСК не может просто взять и подготовить план импортозамещения, не согласовав его с заказчиками. Также считаю необходимым временно, на два или три года, прекратить бурение и геологоразведку новых скважин. И за это время заняться теми скважинами, которые существуют сегодня: подготовкой их инфраструктуры, строительством платформ и судов обеспечения.
Мы готовы произвести отечественные буровые платформы, представить их на выставке, но будут ли они востребованы?
Правительством уже дано поручение профильным министерствам провести работу с нефтегазовыми компаниями для сбора информации о планах обустройства месторождений и потребности в оборудовании. Для потенциальных производителей такого оборудования, в том числе для нашей компании, важно донести информацию о потенциале рынка. После этого частные компании начнут инвестировать в развитие производства и, что еще более важно, — в развитие технологий.
Мы-то знаем потребности наших заказчиков, мы работаем и с «ЛУКойлом», и с «Газпромом», но хотелось бы видеть перспективу на несколько лет вперед. Хочется понять, как будет реализовываться программа импортозамещения во всех деталях. Вот сейчас мы заканчиваем строительство платформы для «ЛУКойла», но делаем это в основном на импортных компонентах.
— Разве вас не затронули санкции?
— Вся корпорация попала под санкции и, соответственно, мы тоже. Но нам повезло. Мы успели заключить договоры и сделать все авансирование и оплаты до 80% всех закупок оборудования до того, как произошла эта история с санкциями. Сейчас на платформу поставлено практически все необходимое импортное оборудование. Мы все успели. Это газотурбинные установки, буровой комплекс. Сейчас мы заканчиваем достройку платформы и приступим к ее пусконаладке. Платформа уже отбуксирована на месторождение им. Филановского и стоит в 160 км от берега в Каспийском море.
— Насколько подорожал проект из-за роста курса доллара и евро к рублю?
— На 500 млн руб. Сумму придется доплатить из-за курсовой разницы. Это большие деньги. Хотя нам удалось немного сбить разницу: например, по контрактам с Siemens, у которого, в свою очередь, немало других контрактов с «ЛУКойлом». Но это лишний раз убеждает нас в необходимости импортозамещения.
- С какими зарубежными партнерами сейчас работает «Росшельф»? Ушел ли кто-то из партнеров из-за санкций и повлияло ли это как-то на работу «Росшельфа» и в целом в освоении российских шельфовых территорий?

— Мы активно работаем с компанией Lamprell Energy из Объединенных Арабских Эмиратов, реализовав в кооперации с ней проект по строительству двух самоподъемных буровых платформ для Каспийского моря. Одна из этих платформ после сборки ушла в море с нашей верфи всего два месяца назад. То есть мы заканчивали этот проект уже в условиях введенных санкций.
Важным для нас партнером является еще одна арабская компания — Dragon Oil — оператор месторождений в туркменском секторе Каспийского моря. Будем надеяться, что и в дальнейшем санкции не повлияют на нашу работу.
— А это точно, что денег дополнительных не потребуется? Например, на реализацию проектов с тем же «ЛУКойлом» в Каспийском море?
— Прежний менеджмент «Каспийской энергии» вывел из компании 5,3 млрд руб. Кое-кого из них уже арестовали. Возбуждены уголовные дела. Непросто, конечно, будет возместить этот ущерб. Плюс кредиты, которые были взяты прежним руководством, — это еще примерно 2 млрд руб. Я возглавил «Росшельф» — еще года не прошло. Приходится тем не менее выполнять все взятые ранее финансовые обязательства, обязательства по контрактам. Справляемся.
— Спать не мешает эта сумма?
— Как не мешает спать? Мешает. Но особенно переживаю за людей, сейчас произошла большая смена команды. Мы менеджмент почти весь обновили, и сейчас со мной единомышленники. Те, которые хотят работать реально, хотят чего-то добиться. Есть курирующий судостроение вице-премьер, которому отрасль небезразлична. Я думаю, он нас не бросит.
— Вы сказали, что «Росшельф» готов осваивать Арктику, но ваша компания, все ее дивизионы — производственный, проектный, сервисный — вообще-то располагаются в Астрахани, на теплом Каспийском море, а не за полярным кругом.
— Не имеет значения. Мы и в других теплых морях работаем — на Черном, на Азовском. Но мы готовы работать и в Арктике при поддержке ОСК. Заводы «Севмаш» и » Звездочка» участвовали в строительстве платформ «Приразломная» и «Арктическая». Но сейчас эти предприятия загружены гособоронзаказом. Строят и ремонтируют военные корабли и подводные лодки. Поэтому нужен другой мощный оператор, который будет заниматься гражданским судостроением. Мы предлагаем себя. У нас есть технологии, есть опыт. Нам нужна только строительная площадка.
На базе действовавшего в Советском Союзе завода «Красная кузница» в Архангельске мы создадим новое мощное предприятие, которое будет называться «Энергия Арктики». Там есть необходимая площадка и глубина у причала. По этому вопросу ведем переговоры.
У нас есть руки, у нас есть голова, и мы готовы работать. Мы хотим сначала с заказчиком определиться и в том, какие конструкции мы будем блочно варить на астраханских мощностях. У нас есть большие заводы — Астраханское судостроительное производственное объединение (АСПО), судостроительный завод «Лотос» и «Строительно-судоремонтный завод им. III Интернационала». И мы сможем в год совместно производить металлоконструкций до 60 тысяч т.
— А не проще перенести уж тогда все производство в Архангельск?
— Все можно делать в Астрахани. Дальше загружаем металлоконструкции на баржи и потом через каналы везем на север. Впоследствии создадим судостроительные мощности в Архангельске.
— Из Астрахани в Архангельск?
— Да, ничего страшного. Просто логистика. Из Астрахани в Архангельск, на барже, там собрали, блочная сборка, и все! Элементарные вещи. Минимальные затраты. У нас же есть свой флот, есть свой морской оператор. Пожалуйста, загрузили — и повезли куда угодно.
— Почему активно приглашают к разработке шельфа зарубежных партнеров, а наши частные компании не пускают?
— Какие компании допускать или не допускать — это компетенция правительства, которое определяет правила игры. Мое частное мнение — в любом случае необходима конкуренция, но постоянно будет стоять вопрос о наличии необходимых ресурсов у частных компаний.
— Как думаете, госкомпании смогут самостоятельно освоить шельфовые месторождения?
— Из-за сложности проектов будут создаваться консорциумы. Ни одна, даже самая крупная, компания в одиночку не потянет настолько сложные и весомые по инвестициям проекты. Конечно же, будет необходимо стимулирование льготами, такими как отмена НДПИ, создание особых экономических зон, какие-либо другие механизмы.
— Достаточен ли уровень экологической безопасности российских шельфовых проектов?
— При разработке шельфовых месторождений вопрос экологической безопасности всегда ставится в первую очередь. Мы хорошо помним аварию в Мексиканском заливе и тот экологический и финансовый ущерб, который был причинен. Могу в целом положительно оценить деятельность WWF и Greenpeace, которые не дают расслабляться операторам месторождений. Их задача — в первую очередь вовремя реагировать на потенциальные угрозы и информировать об этом общественность, тем самым стимулируя ужесточение правил проектирования и эксплуатации. Повышение уровня безопасности проектов выгодно и для нас как подрядчиков: с ростом сложности растет и стоимость проектов.

 

Анекдот от профсоюза

— Муж говорит, чтобы я бросила употреблять спиртное.

— Придется бросить.
— Да, но он такой забавный — буду по нему скучать…