(Из интервью председателя Промышленного профсоюза Владимира Босова ГТРК «Лотос»)
Курс на возрождение ССЗ «Красные Баррикады» — это событие, внушающее оптимизм, что вектор промышленной политики в Астраханской области изменится в сторону созидания.
Ведь что мы наблюдаем в динамике. На начало 21 века в Астраханской области работало более 20 крупных и средних судостроительных предприятий, многие из них градообразующие, ведь Астрахань исторически город корабелов. Заказы выполняли не «ах» какие, но строили на ССЗ им III Интернационала серии корпусов судов для европейских заказчиков, на заводе им Сталина, как привыкли называть завод астраханцы, сейчас АСПО, танкеры и проекты для обустройства месторождений углеводородов на Каспии, Астраханская судоверфь приступила к строительству серии рыболовных судов для мурманских рыбаков, завод им. Карла Маркса строил плав. причалы для ВМФ и рыбацкие суда для Казахстана, Красные Баррикады – плавкран, модули для месторождений углеводородов на Каспии и целую линейку судов транспортного специального флота, жив был ещё завод им Урицкого, который строил теплоходы на воздушной подушке, курсировавшие по всей Волге, заводы им Х лет Октября, ХХХ лет Октября, им Ленина, Первомайский, Ахтубинский и т.д. и т.п. – все работало. К заборам почти всех этих предприятий примыкают профессионально-технические училища, готовящие рабочие кадры, Рыбный техникум, речное и морское училища готовят мастеров – судостроителей, АГТУ – инженеров. Сложный был период в жизни страны, но мы его преодолевали и представляли цели и задачи происходящего. Заводы кормили поселки и микрорайоны, профессия судостроителя была в почете.
Но вектор развития рыночной экономикой был уже задан и не на развитие отрасли или повышение качества жизни людей, а на копирование опыта других стран в эпоху раннего капитализма, когда все можно, была бы только прибыль у владельца.
И вот к 10-м годам мы пришли уже с 12 крупными и средними предприятиями отрасли, остальные обанкротились. А тут финансовый кризис и рынок судостроения сжался, государственные заказы в гражданском судостроении канули в лето, а новых частных заказчиков ещё не появилось. А если и появлялись, то они предпочитали покупать б. у. суда за рубежом. Из гигантов судостроения в Астрахани остались Красные Баррикады, АСПО, Лотос. Группа «Каспийская Энергия», являющаяся крупным акционером всех этих предприятий, не выдержав «взаимовыгодного сотрудничества» с Лукойлом, вошла в состав в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
Но вместо ожидаемого оздоровления ситуации, налаживания сотрудничества с Лукойлом, модернизации и загрузке производства ОСК взяло иной курс. А именно, заменив профессиональный менеджмент предприятий на управленцев общего профиля, пришли к консервации ССЗ им. «III Интернационала», полному увольнению всех рабочих АСПО, перепоручив работу на площадках подрядчикам, на Лотосе ко всем этим новшествам добавилась чехарда с ежегодной сменой директоров.
И вот в результате всех этих моментов мы пришли к предбанкротному состоянию всех предприятий. «Красные Баррикады» рухнули, меч был занесен над АСПО. Профтехучилища стали колледжами, значительно сократив подготовку специалистов для судостроительной отрасли. Началась массовая миграция наиболее мобильных и перспективных работников на Северо-Запад страны и на Дальний Восток, на строящейся «Звезде» уже целая община астраханцев, в том числе и из руководителей проектов и менеджеров. На бирже труда работает окно по вербовке судостроителей на Дальний Восток, учебные заведения заключают договоры о сотрудничестве с иногородними работодателями.
И тут долгожданное решение президента с посыла врио губернатора Астраханской области Сергея Морозова о возрождении ССЗ «Красные Баррикады». Это значит нужно начать заниматься подготовкой кадров для своих предприятий, нужно насыщать их заказами, а это курс на возрождение. Надеюсь, инициативы по закрытию АСПО прекратятся и будет сформирована внятная и понятная людям отраслевая промышленная политика в регионе. Словом, Промышленный профсоюз двумя руками за созидательные перемены.
Хотелось бы защитить и поддержать тех руководителей, которые ценой своей карьеры в ОСК не дали развалить ещё действующий в Астрахани судостроительный ресурс, наладили не с помощью, а вопреки, рентабельную работу на АСПО и Лотосе.