За последние годы в России запущено несколько очень интересных и масштабных проектов в области судостроения. Это и строительство речных круизных судов, и масштабное строительство рыбопромысловых судов, и возобновление строительства атомных ледоколов. Это здорово. Расстраивает только тот факт, что ни в одном из проектов не выдерживаются заявленные сроки. Понятно, что каждое новое дело чревато непредвиденными обстоятельствами. Но искусство планирования и компетентность этого планирования как раз и состоит в том, чтобы учитывать все сложности, находить решение сложных задач, в идеале не допускать их возникновения. Систематические срывы обещаний не идут на пользу репутации корпорации.
Во-первых, любые срывы не идут на пользу никакому производителю, не только судостроителю. Вы знаете, ледокол "Ленин" был построен всего лишь на всего за 3,5 года. И как шутят те люди, которые участвовали в этом проекте, по одной-единственной причине это произошло, точно в срок и так быстро – над судостроителями не стояло ни одно контролирующее ведомство. То есть судостроители строили так, как они привыкли строить.
На сегодняшний день - я вам приведу пример строительство ядерных ледоколов ЛК-60. Вам известно, что сначала мы его спроектировали, потом мы пошли по 223-му и 44-му федеральному закону проводить конкурсы. После чего конструкция судна поменялась на 60%. Нам пришлось снова проектировать различные системы с учетом того, кто победил в этих конкурсах. Внимание, вопрос. А как в таких ситуациях, рассчитывая на то, что мы проект однажды сделали, после этого приступили к стройке, можно его построить в срок, если за полтора года от момента завершения технического проекта, 60% оборудования, фундаментов, систем, кабельных трасс и всего остального пришлось перепроектировать и прокладывать заново? Здесь первая проблема, о которой мы обязаны говорить.
Вторая проблема. Когда мы с вами строим здание, мы делаем проект, идем его защищать в экспертизу. Есть такие правила. И уже после этого, когда экспертиза подтвердила цены того, что мы будем строить, мы закупаем материалы, нанимаем подрядчиков и проводим стройку. И, как правило, это все оказывается в рамках прогнозируемых сроков. К великому сожалению, ничего подобного в отношении главных заказов судостроения в гражданском судостроении нет. Нет органа, который регулирует ценообразование. И, самое главное, наши главные заказчики устанавливают цену на изделие, руководствуясь не разработанным техническим проектом, а неким своим представлением о том, сколько может стоить такой пароход. Как вы думаете, как можно работать в бюджет, когда мы с вами, по сути, становимся героями того старого анекдота про Петьку и Василия Ивановича, летящих на аэроплане. "Петь, как приборы?" "Пятьдесят!" "А что пятьдесят-то?" "А что приборы?" Вот так и живем.