Изобретательская новелла Червякова
Коллектив головного завода Астраханского судостроительного производственного объединения, как и другие его структуры, активно работал в исчезающем времени в творческой атмосфере. Изобретательством и рационализацией занимались от рабочего до генерального директора.
Среди них был и Александр Николаевич Червяков. На завод он пришел в 1966 году, его назначили на должность инженера в технический отдел, поскольку он учился на четвертом курсе вечернего отделения судостроительного факультета Астрыбвтуза. Свежие знания и критический ум позволил ему плодотворно работать по совершенствованию технологических процессов производства, их упрощению и повышению эффективности. В настоящие время Александр Николаевич работает генеральным директором на Морском судостроительном заводе-2.
Я договорился с ним встретится и попросил рассказать об интересном эпизоде в его творческой деятельности.
В 1975 году на головной завод были доставлены водным путем из Финляндии блоки полупогружной буровой установки – начал вспоминать Александр Николаевич, детали сборки двух понтонов. – Тогда я работал ведущим технологом и мне поручили разработать рабочую документацию сборки этих понтонов. Разумеется, предварительно познакомился с финской технологией. Оказалось, что все связи были изготовлены с припуском с каждого конца. Этот припуск требовалось удалять вручную газовой резкой «по месту», а связи были диаметром около метра и длина больше тридцати метров. При этом, трубчатая связь поддерживалась всё время патрубками понтонов до удаления на ней припусков с двух концов. Затем постепенно срезались припуски патрубков, также по месту, связь постепенно отпускалась по мере удаления припусков. Полностью удалив их, связь фиксировалась по торцу патрубков. Но между ними появлялись зазоры из-за неточности приварки патрубков. Это было связано с тем, что плоскость торцов связи и патрубков получались с отклонениями от параллельности, эти зазоры пришлось бы закрывать стальными листами по форме зазоров и приваривать одновременно при сварке связи с патрубками. Вот эта большая трудоёмкость на каждой операции заставляла задумываться над её значительным сокращением. Решил посоветоваться со своими единомышленниками, чтобы к финнам идти основательно подготовленными. С одним обговорил о вариантах сохранения заданных размеров связей, при летней температуре это очень важно, при их большой длине размер будет значительно колебаться, с другими уточнил условия параллельности понтонов и так далее.
На встрече с финнами на моё предложение они ответили решительным отказом, указав ряд доводов в свою пользу.
- Какие мысли у Вас возникли в этот момент?
- Видимо и до них дошла западная пропаганда о том, что русский народ не творческий, не отличается умственной деятельностью. А может быть, защищали престиж фирмы.
- И что Вы решили делать после этого?
- В первый момент появилось сомнение. Может быть, они, правы в своих доводах, у них большой производственный опыт. Не откажешь им и в профессионализме. А тут в Астрахани предлагают свое решение. Надо полагать, их это задело.
Но тут же вспомнились пушкинские слова «на зло надменному соседу» и они даже вдохновили меня на разработку новой технологии.
- Как реализовался Ваш замысел?
- Сразу пришлось столкнутся с масштабностью технологических работ: громоздкостью и большим весом элементов сборки.
На каждом этапе на первом плане требовалась миллиметровая точность. Возникали и заминки в работе, но приходили на ум слова «а ты посмотри на задачу глазами академика Крылова». Так говорил
Александр Васильевич Ляушкин «Заслуженный конструктор СССР» своим сотрудникам в подобных случаях. Эти магические слова помогали мобилизовать и находить оптимальные решения.
Тут пришла идея разработать «конический способ разметки патрубков для монтажа трубных связей в чистый размер». Он заключался в следующем, на патрубке определялся центр его диаметра и отмечался на стальной полосе приваренной на торце патрубка примерно по его диаметру. В этом центре крепился конец ленты рулетки, за тем она протягивалась до противоположного патрубка понтона на заданную длину патрубка и на его поверхности отмечалась точка мелом. От неё ленту с грузом для натяжения постепенно передвигали по окружности до начальной точки замера, делая отметки передвижения. Таким образом на поверхности патрубка получалась линия обрезки припуска, аналогично делалась разметка на противоположенном патрубке, и газорезчики сразу приступали к удалению припуска. Потом плавкраном устанавливалась связь с чистовым размером на место, коническая разметка позволяла получить параллельность торцевых плоскостей между патрубками и между связью и патрубками, устраняя все неточности приварки патрубков, устраняя необходимость отрезки припусков по месту и длительное использования плавкрана при этих операциях. Способ прост в исполнении, экономичен и отражен в формуле изобретения.
При такой технологии трудоёмкость снижается в обще объёме сборки плавучей буровой установки до 40%, а время монтажа работ до 25%.
-Что помогло Вам добиваться высокой точности сборки?
- Большую помощь в этом нам оказал современный высокоточный теодолит. На нашем заводе он впервые был применен в практике судостроения в нашей стране. На нашем опыте затем разрабатывались руководящие технологические документы, в том числе стандарты.
Безусловно, в реализации новой технологии сказался и высокий профессионализм заводчан, не случайно наш опыт также изучался на семинарах проводимых Министерством судостроения.
- Как далее развивались события?
- Наконец технология была завершена и предстояло её проверить на практике.
В назначенный день необходимых заводчан расставили по местам и они начали выполнять технологические операции. Фотограф фиксировал их. Один из финских специалистов находился поблизости и внимательно наблюдал за ходом работ, делая заметки в блокноте.
Через некоторое время плавкраном установили первую горизонтальную связь между патрубков понтонов после их охлаждения в воде затона без всякого отклонения от заданной точности. К работе сразу приступили электросварщики.
В этот момент к финнам, они наблюдали с берега, подбежал их наблюдатель, поднял левую руку с жатым кулаком и поднятым большим пальцем, как восклицательный знак, мол, всё сделано отлично, и вся их группа быстро удалилась в офис.
-Что Вы чувствовали в эти долгожданные минуты?
- Конечно был рад (это чувствовалось и спустя десятилетия-А.П.), за настойчивость, при разработке этой технологии, совместно со авторами, не смотря на противоборство со специалистами престижной фирмы «Раума - Репола», и за достигнутый успех, за проявленный высокий профессионализм заводчан. Причём, этот успех был достигнут и за счёт патриотизма за свой завод, старались поддержать авторитет своего завода. В этом противоборстве патриотизм сыграл немалую роль. При этом, патриотизм глубинный, воспитанный ещё в советские годы.
И сколько этот успех дал радости и гордости заводчанам- значит силён человек в своём деле! – подумал я в этот момент о Червякове.
- Его незаурядный ум превзошел финский замысел и оставил заметный след в истории завода. Да и откуда финнам было знать, что в Астрахани рождаются такие творческие профессионалы.
И Александр Николаевич Червяков - человек изобретательного дарования, после реализации этой технологии вновь погрузился в творческую повседневность любимого дела. Он снова получил несколько авторских свидетельств на изобретения, как обычно, в соавторстве со своими единомышленниками.
Тут я приведу слова писателя Виктора Петелина, будто специально сказанные о Червякове «… всё делает по своему, по – нашему, по- русски».
Закончив беседу, поблагодарил Александра Николаевича за интересное и поучительное воспоминание из производственной деятельности и пожелал новых успехов в работе.
А.С. Павлов
ветеран завода
На фото Червяков А.Н. генеральный директор на МСЗ-2