Обязательный для выпускников российских колледжей и техникумов демонстрационный экзамен, призванный заменить традиционные формы итоговой аттестации, испытывает серьезные трудности при реализации. Несмотря на то, что апробация этой формы началась еще в 2017 году, до сих пор не удалось решить ряд ключевых организационных вопросов. Проблемы обсуждались на заседании думской рабочей группы по подготовке профессиональных кадров.
Проблемы на местах
С 2017 года в демонстрационном экзамене приняли участие более 570 тысяч выпускников. Однако, как отметила вице-спикер Госдумы Виктория Абрамченко, на местах выявлен комплекс сложностей:
- Неготовность материально-технической базы: многие учебные заведения не обладают необходимым оборудованием для проведения экзамена в условиях, приближенных к реальным.
- Дефицит экспертов: не хватает квалифицированных специалистов для оценки навыков студентов.
- Перегрузка аудиторного фонда: проведение экзамена совпадает по времени с другими формами итоговой аттестации, что создает нагрузку на инфраструктуру колледжей.
- Отсутствие единого стандарта: нет унифицированных требований к процедуре проведения экзамена.
- Игнорирование региональной специфики: задания не всегда учитывают особенности местных рынков труда.
Предлагаемые решения
По итогам опроса, проведенного «Союзом директоров организаций СПО России», были предложены пути решения:
- Гибкий график: вынести демонстрационный экзамен за рамки основного периода ГИА.
- Сокращение объема заданий: однако респонденты признают, что это может привести к потере качества оценки.
- Мобильные комплексы: использовать передвижные экзаменационные площадки для учреждений, не имеющих своей базы.
- Площадки предприятий: проводить экзамены непосредственно на производствах, что, впрочем, упирается в законодательные ограничения на работу несовершеннолетних на опасных объектах.
Отдельно было отмечено, что правительство поддержало инициативу засчитывать достижения победителей профессиональных чемпионатов как сдачу демонстрационного экзамена.
Контекст: кадровый голод и «Профессионалитет»
Обсуждение проблем экзамена прошло на фоне острой нехватки кадров, особенно в педагогике и медицине. В рамках госпрограммы «Профессионалитет» планируется увеличить количество грантов на подготовку педагогов. Однако участие медицинских колледжей в программе ограничено: при высоком спросе со стороны регионов (7 заявок на грант) финансирование в 2026 году предусмотрено лишь для четырех из них.
Также рабочая группа обратила внимание на крайне низкое количество заключенных договоров на целевое обучение по программам СПО, особенно в ряде регионов.
Мнения сторон
Представители СПО считают проблемы техническими и решаемыми, особенно с передачей полномочий и финансирования на региональный уровень. Бизнес, в лице РСПП, ожидает, что работодатели совместно с регионами смогут отрегулировать эти вопросы.
Таким образом, хотя демонстрационный экзамен стал обязательным элементом системы СПО, его практическая реализация требует скорейшего устранения системных пробелов и выработки четких стандартов.





