Для их реализации государство предоставит бизнесу льготные кредиты и гарантии.
Правительство сформировало пул из 162 проектов по критическим направлениям импортозамещения общей стоимостью 5,2 трлн руб. до 2030 г. Об этом «Ведомостям» сообщил первый замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков.
По его словам, из общей суммы планируемых инвестиций 2,3 трлн руб. будет предоставлено в виде льготных кредитов, остальные 2,9 трлн руб. – это средства инвесторов. В федеральном бюджете на 2023 г. зарезервировано 5 млрд руб. на субсидирование ставки для проектов импортозамещения, а также госгарантии, добавил замминистра. Этой суммы должно быть достаточно в первый год, когда банки заключают кредитные соглашения с инвесторами и открывают кредитные линии с учетом лимита, считает Осьмаков. В целом до 2030 г. от государства потребуется 123,6 млрд руб. на субсидирование ставки.
Выросли из инициатив
Это новый подход к импортозамещению, который базируется на принципе офсетных контрактов – долгосрочных договоров со встречными инвестиционными обязательствами, он охватывает цепочку от производителя до потребителя, пояснил он.
«Проекты выросли из стратегических инициатив, которые разрабатывались на сессиях с премьер-министром Михаилом Мишустиным. Дальше Минпромторг совместно с Минфином, ВЭБом и банковским сектором будут детализировать их для запуска инвестиционного конвейера по приоритетным отраслям, среди которых – химия, автопром, транспортное машиностроение», – отметил Осьмаков. По его словам, эти проекты находятся на грани окупаемости и рентабельности, поэтому требуют комплексного подхода и государственной поддержки.
«Если говорить о конкретных отраслях, то предварительно приоритеты распределились следующим образом: самый крупный блок – это химическая промышленность, в которой планируется реализовать 54 проекта. В том числе нефтегазохимия – сфера, которая сильно зависит от импортных технологий. Задача – научиться делать наиболее капиталоемкие химические реакции для синтеза молекул», – добавил Осьмаков. Второй по размеру блок – черная металлургия (27 проектов), далее – лесопромышленный комплекс (18 проектов), железнодорожное машиностроение (16 проектов), фармацевтическая промышленность (12 проектов), автопром (8 проектов). Кроме того, планируется реализовать 6 инициатив по импортозамещению в сельскохозяйственном машиностроении, по 5 в цветной металлургии и строительно-дорожном машиностроении, 3 в судостроении, еще 3 в станкоинструментальной промышленности и тяжелом машиностроении, 2 проекта в авиапромышленности, еще 3 в других отраслях.
Минпромторг совместно с Минфином запускает новую инвестиционную платформу, одним из ключевых механизмов которой станет субсидирование процентной ставки, отметил Осьмаков на заседании комитета Госдумы по промышленности и торговле 7 октября. По его словам, кредиты будут предоставляться на 10–15 лет под гарантии госкорпорации ВЭБ.РФ. Уровень субсидирования еще обсуждается, добавил он.
«Ведомости» отправили запрос в Минпромторг, Минфин, Минэк и ВЭБ.
Ранее «Ведомости» писали, что после проведения серии стратегических сессий правительство определило 12 системных решений для адаптации экономики к новым условиям в ускоренном порядке. По направлению «Импортозамещение и локализация» предполагается запуск около 400 быстрых инициатив под конкретные отраслевые запросы, а также мегапроекты с длинным инвестиционным циклом в таких областях, как самолето- и судостроение, оборудование для энергетики и СПГ, фармпроизводство, телеком. К 2030 г. ожидается повышение уровня локализации воздушных судов с нынешних 50 до 90%, продукции энергетического машиностроения – с 60 до 85%, доли российского оборудования при реализации СПГ-проектов – до 80%, а отечественной электронной аппаратуры в общем объеме потребления такой продукции – до 70%.
Поддерживать импортозамещение правительство планирует по нескольким трекам. Это в том числе системная поддержка промышленных кластеров, которым президент России Владимир Путин обещал на ПМЭФ-2022 налоговые льготы и льготные кредиты при реализации проектов импортозамещения технологически сложной продукции. В конце августа Минпромторг детализировал льготы для кластеров. Среди них – обнуление налога на прибыль, снижение ставки страховых взносов до 7,6% и льготные кредиты. Кроме этого ведомство хочет гарантировать закупку произведенной продукции с помощью механизма специнвестконтрактов (в нынешней редакции режим предполагает, с одной стороны, заморозку фискальных условий для инвестора, с другой – возможность получить статус единственного поставщика на госзакупках).
Гигантская сумма
Стратегические инициативы в части промышленности опирались на долгосрочные отраслевые стратегии, а также предложения и видение компаний – лидеров соответствующих направлений, отмечает советник президента ЦСР Евгений Тоневицкий. Таким образом, фактически каждый из этих проектов уже имеет план-график реализации и, что может быть важнее, понятный спрос, считает эксперт.
«5 трлн руб. инвестиций – гигантская сумма, около 4% ВВП. А импорт в последнее время составлял в среднем 20% ВВП, значит, у правительства есть планы заместить четверть импорта. Это очень амбициозные планы», – отмечает главный экономист «Ренессанс капитала» по России и СНГ Софья Донец. По ее словам, у импортозамещения есть два рецепта – это свободный импорт технологий и относительно слабая валюта, без этих составляющих реализовать такие цели сложно.
Субсидирование ставки само по себе – это понятный и эффективный инструмент поддержки, а государственные гарантии помогают снизить риск-премию, за счет этого ставка оказывается ниже рынка, отмечает Донец. Условия улучшаются просто за счет факта участия государства. При финансировании государством 1 млрд руб. можно сделать 100 млрд руб. кредита, подчеркивает экономист: «Это очень хороший мультипликатор, поэтому эту меру государство очень активно использует в последнее время. Это относительно дешевый инструмент для бюджета».
По словам Тоневицкого, нет ничего удивительного в том, что государство предоставляет только льготные условия для бизнеса, а не финансирует проекты напрямую из бюджета. Можно исходить из базовой предпосылки, что бизнес, работающий на земле, всегда лучше знает, что будет востребовано в ближайшем будущем, и поэтому готов туда инвестировать, отмечает он. «Рыночные проекты, в которые бизнес заходить опасается, тем более не следует поддерживать из бюджетных денег», – добавляет Тоневицкий.
Есть индустрии, у которых очень длинный горизонт планирования, и там в большинстве случаев используется защита или участие государства, отмечает Донец, это такие секторы, как автопром и авиапром, где реализация и вывод новых моделей занимают годы. При этом есть отрасли, где непонятно, как это будет работать, – например, сырьевые секторы, которые работают на экспорт. В этом случае внутренний рынок не может полностью заместить объемы, которые должны пойти на внешние рынки, добавляет она.