ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Власти и бизнес обсудили проблемы регулирования цифровых платформ
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Власти и бизнес обсудили проблемы регулирования цифровых платформ

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Власти и бизнес обсудили проблемы регулирования цифровых платформ

Маркетплейсы и сервисы доставки оттягивают на себя значительную часть трудовых ресурсов в ущерб другим секторам

Ведомости от 03.12.24

В первый рабочий день декабря представители правительства, бизнеса и академической среды при содействии Ассоциации цифровых платформ обсудили будущее российских цифровых платформ и вопросы их работы, требующие регулирования.

Сейчас перед правительством стоят четыре ключевых запроса от бизнеса и общества, которые необходимо решить, отметил во время своего выступления на круглом столе «Будущее цифровых платформ и экосистем: поиск разумного баланса регулирования» директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов. Среди них, в частности, «некая ответственность маркетплейса за то, что продается через платформу». Кузнецов подчеркнул, что в 99% случаев покупатель покупает у платформы, а не у конкретного продавца. При этом возможные последствия продажи некачественного товара не должны быть губительными «для самой модели маркетплейса». «Мы считаем, что платформа должна обеспечивать соблюдение обязательных требований к товару и товародвижению», – сказал Кузнецов.

Второй важный элемент регулирования – введение обязанности маркетплейса контролировать своих селлеров по аналогии с контролем налогоплательщиками добросовестности контрагентов при уплате НДС, уверен он. По словам Кузнецова, сейчас есть множество примеров, когда продавцы со статусом самозанятых продают промышленные товары. Кроме того, к платформенной занятости нельзя применять необоснованные налоговые льготы, продолжил он. Привлекая самозанятых, платформы снимают с себя до 40% налоговой нагрузки, отметил Кузнецов.

Важно найти разумный и сбалансированный подход к регулированию и исходить из рискориентированного подхода, чтобы не сломать саму бизнес-модель и защитить права всех участников этих отношений, полагает председатель наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов. По его мнению, необходимо сочетать «регуляторные, контрольные механизмы и механизмы добросовестного саморегулирования».

В конце ноября законопроект «О платформенной экономике», о первых редакциях которого ранее писали «Ведомости», был опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Его актуальная версия описывает правила взаимодействия операторов цифровых платформ с партнерами (они же исполнители), особенности деятельности партнеров, а также логистической инфраструктуры цифровых платформ-посредников и госконтроля за соблюдением законодательства в сфере платформенной экономики. Под платформами в документе понимаются электронные площадки, сервисы размещения объявлений, обмена мгновенными сообщениями, соцсети и «иные информационные ресурсы, предусмотренные действующим законодательством», но за исключением финансовых и банковских ресурсов, а также госплатформ. В случае принятия закон должен вступить в силу 1 сентября 2025 г.

Ранее РБК со ссылкой на первого замминистра экономического развития Максима Колесникова писал, что документ отправлен в правительство, при этом его прежняя версия была «значительно переработана». Из финального текста исключили спецтребования к реализации скоропортящихся товаров, а также внесли изменения в правила предоставления платформами скидок на товары и услуги. В финальную версию также не вошло требование представлять в уполномоченные органы данные о деятельности, порядке изменения договоров и возврата товаров силами платформ. Законопроект планируется внести в Госдуму в начале 2025 г., рассказал руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко в конце ноября в кулуарах международного чемпионата «Битва роботов».

«Армия рикш»

Представители Минпромторга и Госдумы в ходе обсуждения отметили, что маркетплейсы и другие цифровые платформы, которые привлекают курьеров, ухудшают ситуацию с кадровым голодом в производственных отраслях.

Сервисы доставки оттягивают огромное количество трудовых ресурсов, считает Кузнецов. В России, по его словам, сейчас, по самым скромным оценкам, порядка 1,5 млн «физически здоровых сильных людей» работают курьерами и около полумиллиона обслуживают сборку товаров и т. п. «Убыточные сервисы оттягивают из других, в том числе производительных, секторов экономики столь дефицитный ресурс, как трудовые силы. Фактически эти силы оттягиваются из рентабельных пока еще секторов экономики либо тех секторов, которые могут расти», – подчеркнул он. Кроме того, для этих людей остро стоит вопрос пенсионного обеспечения, который придется решать в будущем, продолжил Кузнецов.

Минтруд предложил с 2026 г. ввести добровольные соцвзносы для самозанятых, писали «Ведомости» 17 октября. Министерство подготовило новую версию законопроекта о проведении эксперимента по добровольному социальному страхованию для самозанятых на случай временной нетрудоспособности. Его внесение в правительство запланировано на октябрь 2024 г. Начать эксперимент хотят с 1 января 2026 г., а его окончание совпадает с завершением режима «налог на профессиональный доход», запланированным на 31 декабря 2028 г. Тариф страховых взносов предлагается установить на уровне 3,84% от страховой суммы, которая составит 35 000 или 50 000 руб. по выбору. Таким образом, ежемесячный платеж составит 1344 или 1920 руб. При этом предлагается применять понижающие и повышающие коэффициенты (так называемый бонус-малус).

Высокие заработные платы, которые получают курьеры, являются серьезной проблемой для других рынков, в том числе и оборонных предприятий, соглашается председатель думского комитета по экономической политике Максим Топилин. Развитие сервисов доставки породило «армию рикш» и «дикое количество неэффективного физического труда», уверен он. По его мнению, в этом вопросе необходимо исходить из государственных интересов и формировать дополнительный потенциал трудовых ресурсов. Российская экономика должна двигаться «где-то и в управляемом плановом режиме», потому что страна находится в специальной военной операции, подчеркнул Топилин.

Степень вмешательства

Граница между саморегулированием платформ и вмешательством государства должна пролегать как минимум по двум принципиальным пунктам: это безопасность клиента и гарантия его прав, подчеркивает профессор Финансового университета Александр Сафонов. При этом он отмечает, что есть виды платформенной занятости, где степень вмешательства государства должна быть выше, – речь прежде всего об агрегаторах такси. Они в отличие от маркетплейсов выполняют роль работодателя: распределяют заказы, контролируют рабочее время и устанавливают тариф, обращает внимание Сафонов. Он добавляет, что в России такие агрегаторы по-прежнему не признаны работодателями, как это сделано во множестве других стран – от Великобритании и США до Казахстана.

Есть разные формы саморегулирования – с обязательным и необязательным участием, поясняет руководитель Центра ОЭСР Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Антонина Левашенко. Чаще всего обязательное участие подразумевает под собой регуляторное требование подчиняться строгим правилам рынка, поясняет она. Но нередко саморегулируемые организации (СРО) устанавливают даже более строгие правила, чем государство, говорит Левашенко. Она приводит статистику Минэкономразвития, согласно которой в России в 2020 г. доля стандартов, принятых СРО и устанавливающих более высокие требования к выполнению работ (оказанию услуг), чем требования, установленные нормативными правовыми актами, составила 3,2% от общего количества стандартов, принятых СРО.

Рассуждая о том, что платформенная занятость отвлекает на себя трудовые ресурсы, которые требуются в более приоритетных отраслях – например, ВПК, – эксперты отвечают, что государство едва ли может и вправе что-то предпринимать. «У нас есть Конституция, которая предопределяет право работника самостоятельно принимать решение о сфере занятости», – рассуждает Сафонов. Похожую позицию занимает и директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв: регулирование рынка труда обеспечивается как минимум размером зарплат. «Попытка ограничить влияние и развитие электронной коммерции – это контрпродуктивно», – заключил экономист.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

Это была хорошая неделя - за пять рабочих дней хотелось уволиться только три раза.