Эксперты считают, что это еще один шаг к обелению сектора частных услуг
Ведомости от 03.05.23
Реестр цифровых платформ занятости (например, Ozon, Wildberries, сервисы «Яндекса» и «Сбера») должна вести Федеральная налоговая служба (ФНС). Это следует из материалов письма замминистра труда Магомеда Абдулхалимова в Российскую трехстороннюю комиссию (РТК), с которым ознакомились «Ведомости». Описанная в документе концепция может стать основой для проекта закона-спутника к новому рамочному законодательству о занятости населения.
Порядок формирования и ведения реестра должно будет подготовить правительство отдельным актом, следует из материалов. Согласно предложению, для включения в реестр оператор площадки должен осуществлять информационный обмен с налоговыми органами. Планируется, что в подготовке порядка формирования и ведения реестра примет участие Совет цифровых платформ (согласно материалам, это саморегулируемая организация, объединяющая не менее 20 операторов цифровых платформ занятости). На первом этапе под регулирование могут не попасть доски объявлений (такие как «Профи.ру», «Авито», YouDo), так как часть взаимодействий по заказу происходит вне площадки (например, оплата за услугу наличными), отметил источник, участвующий в подготовке предложений. Для попадания в список власти подготовят специальные критерии, главным из которых станет размещение заказов и проведение всех платежей внутри сервиса, пояснил собеседник.
По его словам, концепция предполагала, что транзакции таких платформ будут «окрашиваться» и ФНС сможет видеть заказы самозанятых, что позволит в том числе исключить серые схемы.
Согласно материалам, реестр предлагается сделать открытым, а включение в него – обязательным условием для осуществления деятельности цифровых платформ занятости.
Идея создания реестра фигурировала в одной из первых версий законопроекта о занятости населения (прошел первое чтение, сейчас готовятся поправки ко второму. – «Ведомости»). При этом из-за разногласий сторон из него решили исключить главу, посвященную платформам, и оформить вопросы взаимодействия электронных площадок и исполнителей заказов в отдельный законопроект-спутник.
Материалы, направленные в РТК, были подготовлены не только Минтрудом – ими занималась профильная рабочая группа в Госдуме, сообщил «Ведомостям» источник, близкий к рабочей группе. В нее входят депутаты, представители Минтруда, Федерации независимых профсоюзов России и РСПП. Пока идет концептуальное обсуждение материалов, они еще не оформлены в законопроект, уточнил он.
«Ведомости» отправили запросы в Минтруд и ФНС.
Все находится в стадии обсуждения, отметил руководитель профильной рабочей группы, депутат Андрей Исаев. Пока нельзя с уверенностью говорить, что в законе будет указан орган, который будет вести реестр, добавил он.
Выйти из тени
Создание реестра – это еще один шаг к обелению сектора частных услуг, в котором, по разным оценкам, может быть занято около 15 млн человек в стране, считает генеральный директор платформы «Рокет ворк» Анастасия Ускова. При этом число самозанятых в стране только приближается к 7 млн человек, напомнила она: «То есть определенно есть куда еще расти».
Сейчас действительно есть проблема, связанная с тем, что не все граждане, которые получают доходы через платформы, платят налоги, согласен проректор Финансового университета Александр Сафонов. При этом идея реестра платформенной занятости не сможет реализовать задачу легализации этих финансов, в случае если взаимодействие происходит вне платформы (например, при оплате заказов напрямую репетиторам), считает он. Такие «прямые» транзакции ФНС отслеживать не сможет, уточнил Сафонов.
Законопроектом планируется ввести перечень критериев, под которые должны подпадать платформы занятости, включаемые в реестр, отмечает вице-президент, директор центра регуляторной политики ЦСР Екатерина Папченкова. Изначально идея была в том, чтобы выделить платформы, которые, с одной стороны, являются технологически зрелыми и участвуют в транзакции между клиентом и исполнителем заказа как посредники, говорит она. С другой – площадка должна предоставлять возможность гибкого графика, что отличает такой формат отношений от трудовых. На соответствие этим критериям и должны быть проверены платформы, желающие попасть в реестр, считает Папченкова.
Существующие платформы за счет высокой степени уберизации устроены достаточно прозрачно, считает Ускова. Они же и осуществляют выплаты, а поводом для них служат, как правило, либо публичные оферты, либо договоры, поэтому «окрасить» поступления не составит труда.