Рост не будет сильным, так как это может обрушить грузовую базу
Ведомости от 05.07.24
Операторы угольных терминалов в российских морских портах начали повышать тарифы на перевалку продукции на экспорт. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, знакомых с актуальной стоимостью услуги.
Подорожание перевалки подтверждают также данные агентства Argus (есть у «Ведомостей»). В июне, по данным агентства, стоимость перевалки 1 т угля в порту Усть-Луга в Ленинградской области увеличилась с $15,7 до $16,5, в порту Восточный (Приморский край) – с $20,2 до $20,6. В мае ставки в этих терминалах, напротив, снижались.
По данным источников «Ведомостей», в июле тарифы на перевалку намерена повысить компания ОТЭКО, владеющая крупным экспортным терминалом в Тамани, и «ряд других компаний» (не уточняют, какие именно). Один из собеседников отмечает, что стоимость перевалки угля в Тамани с 1 июля уже выросла с $18 до $20 за 1 т.
Другой говорит, что на рынке происходит «контролируемая коррекция в условиях невыполнения плана перевозок со стороны РЖД и ранее искусственно заниженных тарифов в портах». Стивидоры, по его словам, не хотят дешево переваливать уголь, поскольку спрос на эту услугу «существенно превышает объемы реально доставленного в порт груза». Источник в угольной компании говорит, что тенденция ежемесячного пересмотра стоимости перевалки «вредит долгосрочным взаимовыгодным отношениям» между угольщиками и стивидорами.
«Ведомости» направили запросы операторам крупных угольных терминалов, производителям угля и Минэнерго.
По словам представителя ОТЭКО, в июне фактический объем перевалки угля через терминал составил 1,4 млн т, что ниже согласованных РЖД заявок угольных компаний. Согласованный объем перевозки угля в терминал на июль составляет 2,36 млн т, добавил он. Рост стоимости перевалки в июне в ОТЭКО не комментируют.
Представитель РЖД сказал «Ведомостям», что компания обеспечивает перевозки угля в соответствии с согласованными заявками. Сокращение перевозок в направлении Тамани в первом полугодии было связано с отсутствием договорных отношений между угольными компаниями и стивидором, сейчас перевозки постепенно восстанавливаются, отметил он.
В апреле ОТЭКО снизила ставку на перевалку угля до $18 за 1 т после жалоб угольщиков на высокую стоимость логистики. Источники «Ведомостей» в угольных компаниях указывали тогда на убыточность экспорта угля через Тамань на фоне снижения экспортных цен. Ведущие российские производители угля в начале 2024 г. фактически объявили бойкот ОТЭКО из-за высоких тарифов на перевалку, достигавших $42 за 1 т. С апреля ставка перевалки угля в Тамани не менялась.
Как писали «Ведомости», экспорт угля из России снижается с начала этого года из-за роста транспортных расходов в условиях снижения экспортных цен. По данным Центра ценовых индексов, экспортные цены на российский энергетический уголь, на который приходится 85% от объемов поставок за рубеж (остальное – коксующийся), в начале апреля упали до минимумов с 2021 г. Это произошло из-за снижения спроса на основных экспортных рынках. Цена топлива калорийностью 6000 ккал/кг на базисе FOB Дальний Восток составляла $95 за 1 т, снизившись на 6% с начала года. В Тамани уголь такой калорийности стоил $72 за 1 т (-13%), в портах Балтийского моря – $61 за 1 т (-14%).
При этом угольщики неоднократно обращали внимание на высокую стоимость логистики, что на фоне снижения экспортных цен приводит к низкой рентабельности поставок. Источник «Ведомостей» в одной из крупных компаний ранее говорил, что маржинальность поставок энергетического угля на западном направлении (в порты юга и северо-запада) сейчас является «околонулевой или отрицательной». При этом в первую очередь он обращал внимание на высокие ставки аренды полувагонов.
На рентабельность экспорта угля также негативно влияют курсовые экспортные пошлины, введенные на ряд товаров с октября прошлого года (с 1 мая до 31 августа для угольщиков приостановлены). Другой фактор – возможный пересмотр ставок НДПИ в рамках большой налоговой реформы.
При формировании ставок на перевозку стивидорные компании учитывают риски «недопоставок» из-за дефицита провозной способности РЖД, особенно Восточного полигона (БАМ и Транссиб), отмечает эксперт по энергетике Кирилл Родионов. Он обращает внимание, что стивидоры сейчас несут дополнительные издержки из-за вложений в модернизацию мощностей, которые нужны для соблюдения экологических требований (ужесточение будет с сентября 2025 г.).
По данным руководителя управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Бориса Красноженова, стоимость перевалки угля в портах юга составляет в среднем $17–19 за 1 т, с учетом доставки из Кузбасса стоимость логистики достигает $55 за 1 т. Эксперт считает, что даже при такой цене доставки экспорт остается рентабельным. Экспорт через южные порты РФ сейчас рентабелен только для премиальных марок энергетического и коксующегося угля, возражает главный стратег инвестиционной компании «Вектор икс» Максим Худалов. Он считает, что дальнейшего резкого роста ставок перевалки не будет, рост останется незначительным. В противном случае, по его мнению, порты, особенно на северо-западе и юге страны, рискуют еще сильнее обрушить грузовую базу.
Красноженов прогнозирует положительную динамику экспортных цен на уголь в ближайшие месяцы благодаря «голубиной риторике ФРС США» (сигналы о снижении ставки) и росту спроса на уголь в Азии. По данным Argus, с мая начал расти экспорт российского энергоугля в Китай, в январе – апреле показатель снижался. В мае поставки составили 4,9 млн т по сравнению с 4,1 млн т в апреле и 3,1 млн в марте.
Эксперт добавляет, что объемы экспорта угля из России во втором полугодии сейчас «сложно прогнозировать». Но по итогам года, по его оценкам, объем поставок за рубеж, вероятнее всего, не превысит 200 млн т. По данным Минэнерго, в 2023 г. экспорт угля из России составил 212,5 млн т, снизившись почти на 4% к уровню 2022 г. По оценкам Худалова, снижение экспортных поставок в 2024 г. может составить 12–13%. Таким образом, согласно его прогнозу, поставки окажутся ниже 190 млн т.