В России снова растет интерес к бизнес-образованию
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

В России снова растет интерес к бизнес-образованию

В России снова растет интерес к бизнес-образованию

Новая реальность потребовала от руководителей новых навыков и подходов

Уже не за горами время, когда руководителям придется управлять сразу тремя категориями сотрудников – людьми, роботами и искусственным интеллектом (ИИ), шутили участники прошедшей в конце апреля презентации нового исследования рынка бизнес-образования в РАНХиГС. И этому, как и многим другим необходимым сегодня навыкам, надо обязательно учиться, решили они.

Исследование, которое обсуждали участники встречи, было проведено совместно РАНХиГС и Сберуниверситетом во второй половине 2024 г., но обнародовано только сейчас. Чтобы выяснить потребности аудитории нынешних образовательных программ в сфере бизнеса, его авторы изучили программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, программы MBA и их аналоги, а также опросили 476 руководителей, 78 компаний и 30 образовательных организаций. В результате сложилась комплексная картина рынка бизнес-образования в России и его слушателей.

Одновременно другое исследование, проведенное консалтинговой компанией Strategy Partners и Сберуниверситетом в марте 2025 г., показало, что, работая в условиях нынешнего сложного рынка, руководители все чаще нуждаются в новых знаниях и навыках, непрерывное обучение стало для них необходимостью и это подтверждается цифрами. Если в 2024 г. число слушателей, обучающихся в сфере бизнес-образования в России, составляло 449 000 человек, то к концу 2025 г., по прогнозам исследования, их будет уже 462 000 человек, а к 2030 г. – 567 000.

«Ведомости» выясняли, чему и как сейчас учатся руководители, какие знания для них наиболее актуальны, как они видят свое будущее после обучения и чем могут быть полезны своим работодателям.

Учеба – лекарство от кризисов

Пандемия, ускоренная цифровизация, развитие ИИ и изменения бизнес-процессов – все это неминуемо привело к кризису лидерства во всем мире, констатировали недавно в докладе Global Leadership Forecast 2025 («Глобальный прогноз лидерства 2025») аналитики крупной международной консалтинговой компании в сфере развития лидерства DDI.

В России к этому списку добавились еще и проблемы компаний на фоне санкций, мобилизации, ухода иностранных топ-менеджеров и директоров, импортозамещения и дефицита кадров, пишут авторы исследования Strategy Partners и Сберуниверситета. Они отмечают также, что в силу демографической ситуации в России постепенно набирает силу еще один тренд – растет средний возраст руководящего состава. По прогнозам, уже к 2030 г. доля руководителей старше 40 лет увеличится в российских компаниях с 69 до 75,5%.

По мнению авторов исследования, все вышеперечисленные факторы должны неминуемо повысить спрос на обучение управленцев. При этом, скорее всего, в России в силу старения руководства будут усиленно развиваться учебные программы для опытных специалистов и концепция пожизненного обучения (lifelong learning). Кроме того, надо будет активнее учить молодых руководителей, приток которых уже начал сокращаться. Это означает, что образовательным провайдерам придется снизить требования к поступлению на программы бизнес-образования в части управленческого стажа и принимать более молодых и менее опытных менеджеров, пишут аналитики Strategy Partners и Сберуниверситета.

Каждому возрасту своя скамейка

Уже сейчас заметно, что возрастной состав аудитории программ MBA в бизнес-школах стал постепенно меняться, утверждает исполнительный директор бизнес-школы «Мирбис» Федор Федоров. По его словам, средний возраст поступающих на программы MBA всегда составлял 33–35 лет. Но в этом году в «Мирбисе» проанализировали состав групп MBA в 2022–2024 гг. и обнаружили, что средний возраст слушателей вырос до 38,5 года. В некоторых группах, говорит Федоров, примерно половине управленцев около 40 или даже больше 40 лет. Они пришли учиться, потому что ведут в своих компаниях новые проекты и нуждаются в актуализации управленческих знаний, а также в развитии этих компетенций.

Программы MBA по-прежнему ориентированы на профессионалов с управленческим опытом, а не на начинающих менеджеров, замечает директор Русской школы управления Анастасия Боровская. По ее словам, большинство слушателей программ – это либо действующие руководители среднего и высшего звена, либо специалисты, готовящиеся к переходу на руководящие должности.

Согласно исследованию РАНХиГС и Сберуниверситета, 37% программ бизнес-образования в России ориентированы на руководителей высшего звена, еще 36% – на руководителей среднего звена, 18% – на линейных управленцев и 9% – на собственников бизнеса. При этом руководители высшего звена крупных компаний обычно предпочитают длительные программы с глубоким погружением в тему – как комплексные, так и узкоспециализированные. Руководители высшего звена малого и среднего бизнеса тоже выбирают длительные программы, но более всего ценят практическую направленность обучения и актуальную тематику обучающих программ. Обе группы руководителей при этом объединяет желание учиться стратегии управления предприятиями.

Кому позволено долго учиться

Решение об отправке сотрудника на длительное обучение – вопрос стратегический, надо четко понимать, как инвестированное время и ресурсы вернутся в виде пользы для бизнеса, говорит гендиректор и основатель сервиса автоматизации коммуникации с клиентами «Лия» Демьян Грин. Он готов поддержать получение сотрудником степени МBA, если это ключевой член команды с высоким потенциалом роста и приверженностью компании. Само обучение должно быть связано с будущими стратегическими задачами бизнеса, а в компании нужен план минимизации рисков для операционной деятельности на время полного или частичного отсутствия сотрудника, поясняет Грин. Во всех остальных случаях, особенно если сотруднику надо быстро освоить конкретные инструменты и навыки, достаточно отправить его на короткие, сфокусированные курсы на платформах вроде «Нетологии» или Skillbox, считает предприниматель.

Несмотря на обилие программ для высших руководителей, молодежь в возрасте до 35 лет тоже учится, но предпочитает программы по предпринимательству и инновациям, замечает Федоров. Он приводит в пример программу МВА «Мирбиса» по менеджменту предпринимательских и корпоративных проектов, где обучается множество молодых менеджеров и собственников в возрасте до 35 лет.

Сейчас в России быстро растет прослойка молодых предпринимателей, которые пришли в бизнес самозанятыми и со временем создали устойчивые малые предприятия, постепенно превращая их в средние, объясняет проректор РАНХиГС, директор Института бизнеса и делового администрирования Сергей Мясоедов. По его наблюдениям, эти бизнесмены нуждаются в серьезном обучении и систематизации своего опыта. Но программы ведущих бизнес-школ для них пока слишком дорогостоящие. Поэтому, по словам эксперта, они нередко вынуждены покупать дешевые и узкоспециализированные курсы по разным направлениям на дисконтных сегментах рынка, где уровень качества не гарантирован.

Со временем, считает Мясоедов, в России должны появиться «народные» сравнительно недорогие бизнес-школы, которые займут нижний сегмент средней ценовой ниши. В них начинающих предпринимателей будут учить, как регистрировать бизнес, платить налоги, нанимать персонал, стимулировать людей на хорошую работу и клиентоцентричность. По мысли Мясоедова, в качестве преподавателей туда могут прийти выпускники крупных бизнес-школ, у которых таким образом появится шанс поделиться полученными знаниями с теми, кто следует их путем.

Стратегия всему голова

«Я словно вышла из дня сурка – после обучения у меня появились новые инструменты для стратегического бизнес-планирования, теперь я в большей степени готова рисковать и воплощать в жизнь новые идеи», – рассказала «Ведомостям» партнер и совладелец консалтинговой и хедхантинговой компании Kontakt InterSearch Russia Юлия Забазарных. Сейчас она заканчивает курс DBA (Doctor of Business Administration – доктор делового администрирования) в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ. По ее словам, учиться она пошла, когда встала задача масштабирования бизнеса и появилась необходимость разработать стратегию дальнейшего развития.

Юлия лишь один из многих руководителей, кто решил обучаться стратегии. Сегодня многие компании из среднего бизнеса сконцентрировали свои усилия на развитии компетенций управленцев в области стратегии и бизнес-моделирования, рассказывает ректор Московской школы управления (МШУ) «Сколково» Александр Ким. Крупный же бизнес, добавляет он, делает акцент на развитии у руководителей навыков управления изменениями.

50,6 млрд руб. составит объем российского рынка бизнес-образования к 2030 г., согласно прогнозу экспертов Strategy Partners. В 2024 г. этот сегмент составил 27,3 млрд руб.

Ким уточняет, что интересы также зависят от возраста и позиции слушателя в компании. Специалисты помоложе приходят за фундаментальными знаниями, современными методиками ведения бизнеса, цифровыми компетенциями. Зрелые профессионалы развивают свои управленческие навыки, изучают новые бизнес-модели и способы масштабирования существующих проектов. А самые опытные управленцы и предприниматели ищут новые смыслы в своей профессиональной деятельности, хотят понять, как диверсифицировать свои активы и выйти на новые рынки.

Участники рынка бизнес-образования в России учитывают интересы слушателей в своих программах. По данным исследования РАНХиГС и Сберуниверситета, чаще всего бизнес-школы предлагают сейчас слушателям курсы стратегического менеджмента, управления изменениями, а также обучающие программы по внедрению инноваций и предпринимательству (34% от всех курсов). Второе место по популярности занимают программы управления финансами (32%), третье – программы управления персоналом (31%). Далее идут программы развития гибких навыков (29%), маркетинга и продаж (23%) . Замыкают список курсы цифровой трансформации (15%) и аналитики данных (9%).

Управлять ИИ и вдохновлять людей

Большинство собеседников «Ведомостей» соглашаются с необходимостью изучать сейчас все предлагаемые дисциплины. Однако некоторые считают, что образовательные организации уделяют несправедливо мало внимания обучению цифровым навыкам, которые сейчас чрезвычайно важны. Сегодня необходимо учить руководителей видеть в ИИ партнера, нужно понимать его возможности и ограничения, уметь ставить ему задачи, интерпретировать результаты и, главное, интегрировать его в процессы управления людьми, проектами и бизнесом в целом, говорит гендиректор и основатель сервиса автоматизации коммуникации с клиентами «Лия» Демьян Грин. По его мнению, сейчас речь идет о создании AI-augmented (ИИ-дополненных) менеджеров, способных эффективно работать на стыке человеческого и искусственного интеллектов. ИИ при этом берет на себя аналитику и рутину, а менеджер фокусируется на том, что машине недоступно, – вдохновляет команду, выстраивает доверительные отношения, развивает креативность сотрудников.

72% программ бизнес-образования будет приходиться к 2030 г. на курсы дополнительного профессионального образования для управленцев. Еще 28% составит доля программ бизнес-школ, по данным Strategy Partners

В таком же ключе высказываются и представители крупного бизнеса. Например, топ-менеджеры РЖД должны уметь интегрировать ИИ, большие данные и платформенные решения в стратегические процессы, видеть, где именно новые технологии могут трансформировать традиционные железнодорожные процессы и принести бизнесу конкурентное преимущество, говорит советник гендиректора Южно-Кавказской железной дороги (филиал РЖД) по стратегическому развитию и проектной деятельности Алексей Лерон. Но, добавляет он, управлять технологиями топ-менеджеры должны не напрямую, а через людей, поэтому в цифровую эпоху также крайне важны навыки лидерства, которые позволяют не столько контролировать, сколько вдохновлять сотрудников.

Умение управлять людьми и «мягкие» навыки по-прежнему актуальны еще и из-за дефицита кадров на рынке труда, добавляет начальник управления по развитию талантов «Северстали» Елена Самойлова. По ее словам, сотрудники компании часто обращаются в управление с просьбой провести обучающий курс по навыкам работы с командой и ее удержанию. Менеджеров волнуют темы коммуникации с разными сотрудниками, эмпатичное лидерство, проведение сложных переговоров, а также работа с разными поколениями, поскольку все уже признали, что молодое поколение отличается от предыдущих.

Но прежде, чем управлять другими, надо научиться справляться с самим собой. Ким обращает внимание на то, что слушатели все чаще говорят о такой категории навыков, как self skills, т. е. о персональных навыках, которые позволяют управлять собой, своим состоянием, мотивацией и развитием. Как показал опрос МШУ «Сколково», самыми важными персональными навыками, которые надо развивать, представители компаний считают ориентированность на результат и системное мышление.

Компании и менеджеры: разные цели

Казалось бы, руководители и их компании должны преследовать одинаковые цели, когда речь идет об обучении новым навыкам. Но опрос, проведенный авторами исследования РАНХиГС и Сберуниверситета, выявил иное. Выяснилось, что 81% компаний направляют сотрудников на обучение для повышения эффективности их работы, 65% – для развития их компетенций в работе над конкретным проектом, 54% – для роста уровня удовлетворенности и вовлеченности работников, 44% – для развития инноваций внутри организации.

Сами же руководители более всего стремятся повысить за счет учебы свой профессиональный уровень (79% опрошенных), развить личностные компетенции (69%), улучшить материальное благосостояние (59%), ускорить карьерное развитие (56%).

Как показал опрос «Ведомостей», крупные компании чаще всего добиваются своих целей, направляя руководителей в собственный корпоративный университет или учебный центр. Например, «Северсталь», рассказывает Самойлова, в части формализованного обучения сама определяет, какие навыки приоритетны для сотрудников. Но портфель тренингов довольно большой, и можно выбрать то, что кажется наиболее релевантным. Ключевую роль играет внутреннее обучение и в РЖД, говорит Лерон. По его словам, в корпоративном университете компании реализуются масштабные программы развития руководителей, основанные на специфике железнодорожной отрасли.

40% образовательных организаций отмечают рост числа руководителей высшего звена и собственников бизнеса среди слушателей за последние два-три года, выяснили в совместном исследовании РАНХиГС и Сберуниверситет

Но в некоторых случаях узкоотраслевые знания оказываются недостаточными, руководителю хочется «расширить горизонт» и узнать, как проблемы, с которыми он сталкивается, решаются в других отраслях, отметил Федоров из «Мирбиса». В этом случае чаще всего руководители идут в бизнес-школы. Если программа, которую они проходят, корпоративная, то за слушателей платит работодатель, иногда бывают и случаи софинансирования, когда работодатель оплачивает большую часть, а сотрудник – меньшую, объясняет Ким. Как правило, платят пополам: 50% – работодатель, 50% – слушатель, делится своими наблюдениями Федоров.

Тем не менее 70% слушателей платят сами за себя и сами выбирают себе программу, на которой обучаются, замечает Мясоедов. Последние несколько наборов на программы Executive MBA показали, что наибольшую часть класса составляют слушатели, которые платят за себя сами, – это примерно 67%, добавляет Ким. По его мнению, это говорит о том, что российские управленцы и предприниматели видят большую ценность в образовании, готовы инвестировать в себя, заботятся о своем развитии и росте своих конкурентных преимуществ.

Согласно исследованию РАНХиГС и Сберуниверситета, большинство респондентов готовы выделять на краткосрочные программы бизнес-образования около 100 000 руб. в год, каждый десятый – свыше 200 000 руб. в год. Если речь идет о более длительной программе, то руководители линейного уровня готовы платить до 400 000 руб., остальные категории руководителей (собственники предприятий малого и среднего бизнеса, руководители высшего и среднего звена) – до 1 млн руб.

Планы у руководителей, которые платят сами за себя, различаются. Одни готовы вернуться в свою компанию, особенно если после обучения им могут доверить новый проект или им нравится их команда, другие, наоборот, считают, что достигли в своей компании потолка, и после обучения готовы уйти к другому работодателю или стать предпринимателем, рассказывает Федоров.

Примирить непримиримых

Диплом бизнес-школы в руках соискателя не дает ему абсолютной гарантии трудоустройства на более высокую должность и лучшей зарплаты, подчеркивает Забазарных. Но это, по ее словам, всегда дополнительное преимущество – при прочих равных условиях работодатель наймет того, у кого такой диплом есть. Его обладатель имеет преимущество перед другими кандидатами, потому что в ходе обучения у него сложилось мышление управленца, поясняет независимый бизнес-консультант Вадим Ткаченко. Но работодатель все равно будет смотреть также на опыт претендента, рейтинг школы, которую он окончил, и потребности своего бизнеса, добавляет он.

Этот диплом говорит работодателю о желании продолжать учиться и после получения высшего образования, подчеркивает совладелец завода по производству террасной доски и изделий из ДПК Woodgrand Рамиль Садеев. К такому специалисту точно прислушиваются, считает бизнесмен, поскольку он знаком с кейсами разных предприятий, обладает большими знаниями, а предложенное им решение позволит быстрее устранить проблему, не повторяя ошибок других компаний.

Тем не менее, несмотря на выгоды, которые сулит выпускнику переход в другую компанию, бизнес-школы пытаются создавать программы в логике, которую они называют win-win, т. е. программы, которые органично сочетали бы пожелания амбиционных руководителей и потребности компаний, где они работают во время обучения. Главная цель – избежать ухода руководителя от работодателя. «Ключевой момент – это проектный формат обучения», – говорит Боровская. В этом формате, объясняет она, каждый участник работает над реальной рабочей задачей своего работодателя, применяя полученные знания на практике. Таким образом, по словам Боровской, слушатель получает возможности для личностного и карьерного роста, а компания – конкретные решения для бизнеса.

Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2025/05/16/1110447-v-rossii-rastet-interes-k-biznes-obrazovaniyu?from=copy_text

Анекдот от профсоюза

- Я ведь почему была такой недоступной? Я ж думала, у тебя денег нет.