Сейчас ответственность за возможные последствия таких ситуаций не определена
Ведомости от 02.12.24
Минэкономразвития собирается запустить новый экспериментальный правовой режим (ЭПР) в Новгородской области по тестированию средств защиты от противоправного применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Об этом заместитель директора департамента цифрового развития и экономики данных Минэка Анастасия Гюрова сообщила на заседании секции «Цифровая трансформация транспорта» в Совете Федерации 28 ноября.
ЭПР создает исключение в правовом поле, которое поможет провести тестирования и получить протоколы испытаний. Такой режим позволяет отработать правовую гипотезу целесообразности использования того или иного регулирования, а затем ввести ее в законодательство с учетом всех замечаний.
Проект акта об установлении ЭПР прошел необходимые согласования и находится на рассмотрении в правительстве, уточнил «Ведомостям» директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимир Волошин. Если все согласования будут пройдены, то к реализации эксперимента участники смогут приступить уже с начала 2025 г., сказал он. Это позволит выработать регуляторные нормы и усовершенствовать существующие системы противодействия дронам и их обнаружения в связке с радиоэлектронным противодействием (РЭП) и другими средствами подавления, пояснил чиновник. Также на существующих моделях аппаратов можно будет проверить устойчивость беспилотников к воздействию со стороны РЭП. «Ведомости» направили запрос в пресс-службу правительства.
Существующие 10 экспериментальных правовых режимов в сфере беспилотных авиационных систем (БАС) действуют для того, чтобы открыть небо для полетов дронов. Большая часть регионов России ввела запрет на использование беспилотников осенью 2022 г., когда президент РФ Владимир Путин подписал указ об установлении в субъектах разных уровней реагирования – от уровня базовой готовности до военного положения. Еще несколько субъектов ввели аналогичный запрет на фоне атаки Кремля со стороны Украины при помощи беспилотника в начале мая 2023 г. Но в качестве исключений в рамках действующих 10 ЭПР возможны полеты БПЛА в ограниченных зонах над 24 субъектами, среди которых Москва, Московская область, Томская область, Чукотский автономный округ, Камчатский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.
Механизм ЭПР по защите от беспилотников будет первым, уточнил Волошин. В эксперименте примут участие эксплуатанты БАС и разработчики систем радиоподавления, для которых будет действовать упрощенный порядок работы, сказал он. Названий организаций он не привел. Базой для проведения эксперимента станет научно-производственный центр испытаний и компетенций в сфере развития БАС и средств защиты от их противоправного применения «Ушкуйник» (АНО «НПЦ «Ушкуйник»), созданный в 2023 г., добавил глава департамента министерства. В случае успешности эксперимента его могут распространить и на другие территории, добавил он.
«Ведомости» направили запросы представителю НПЦ «Ушкуйник», а также крупным промышленным компаниям – потенциальным заказчикам антидроновых комплексов. Представители «Транснефти», «Северстали», «Сибура» и «Интер РАО» воздержались от комментариев.
«Флай дрон» также участвует в ЭПР, сообщил генеральный директор и основатель компании Никита Данилов. «Великий Новгород в последние годы стал значимым центром на карте беспилотной России, и создание ЭПР поможет ему реализовать свой высокий производственный потенциал. Ведь здесь уже производятся уникальные БПЛА, например «Князь Вандал Новгородский», – сказал он. По его словам, в ходе испытаний можно будет также сбивать дроны различными способами без риска повредить что-либо на земле.
Скорее всего, в рамках ЭПР будут тестировать разные средства подавления, в первую очередь глушилки спутниковой навигации, внесение помех, глушение канала управления и телеметрии, перечисляет генеральный директор «Русдронопорта», эксперт рынка Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет» Николай Ряшин. Кроме того, стоит проверить и средства физического перехвата беспилотников, например, сетью или тараном, которые стали трендом в последнее время. Очень важно и отработать подавление радиочастотных диапазонов и кинетическое воздействие на БПЛА, указывает генеральный директор «Сети свободного сотрудничества» Иосиф Нургалиев.
Разработчики средств защиты и радиоэлектронной борьбы (РЭБ) постоянно сталкиваются с бюрократическими сложностями, что не позволяет нам в полной мере осуществлять тестирование своих систем противодействия БПЛА, обращает внимание Нургалиев. Например, сотрудники охраны объектов теоретически имеют полномочия по применению систем антидроновой защиты, но дальше возникает проблема правовых последствий и ответственности перед третьими лицами, обращает внимание директор компании «RuDrones. Беспилотные технологии» Дмитрий Дацыков. «Например, если беспилотник подавили и он стал причиной авиакатастрофы, то кто будет нести ответственность?» – задается вопросом эксперт. И пока законодатель не даст исчерпывающего ответа на этот вопрос, эффективность работы систем защиты на гражданских объектах будет страдать, предупреждает он.
Сейчас полномочия по применению средств радиоэлектронного подавления есть только у определенных категорий лиц – силовых структур, ведомственной охраны и сотрудников транспортной безопасности. В начале августа в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому службы безопасности компаний российского ТЭКа также получат право использовать средства РЭБ для противодействия атакам беспилотников.
В декабре 2023 г. Госкомиссия по радиочастотам приняла решение (с дополнениями в апреле 2024 г.), суть которого сводится к получению разрешений на применение радиочастотного спектра средствами РЭП в гражданском секторе, писали «Ведомости» в июле. До конца декабря 2024 г. изготовители, федеральные органы исполнительной власти и заказчики должны получить разрешение Роскомнадзора на использование средств РЭП в определенных полосах радиочастот, уточнял источник «Ведомостей» на одном из промышленных предприятий, которое выступает заказчиком таких средств.
Новгородская область находится в стратегической близости к Москве и Санкт-Петербургу, где расположено большинство разработчиков различных решений в области БАС – и в том числе защиты от вражеского применения БПЛА, подчеркивает генеральный директор «Летающих грузовиков» Антон Блик. Такой ЭПР нужен – и нужен он фактически в каждом регионе, так как угроза противоправного применения беспилотного воздушного судна может исходить из любой точки в любом регионе, заключил коммерческий директор «Лаборатории будущего» Павел Камнев.