Инициативу с книжной индустрией обсуждает советник президента Елена Ямпольская
Ведомости от 15.08.24
Советник президента Елена Ямпольская летом 2024 г. начала обсуждать с книжными издателями возможность запуска новой госпрограммы популяризации книг среди детей дошкольного возраста по аналогии с программой «Пушкинская карта» (распространяется на россиян в возрасте от 14 до 22 лет). Об этом рассказал «Ведомостям» собеседник, знакомый с ходом обсуждений по данной программе, информацию подтвердил топ-менеджер одного из крупных книжных издательств.
Действие книжной карты на текущий момент предлагается распространить на маркетплейсы: на них планируется маркировать дошкольную литературу, которую можно будет приобрести в рамках новой госпрограммы, пояснил собеседник «Ведомостей», знакомый с деталями обсуждений. Номинал карты для покупки книг, уточнил он, пока не утвержден, но обсуждается вариант, что он может составить до 3000 руб. в год. Вопрос о том, какое ведомство может быть назначено профильным в рамках этой программы, по его словам, пока не поднимался.
В январе 2023 г. Ямпольская (на тот момент председатель комитета по культуре) после вступления в силу указа президента о внесении изменений в основы государственной культурной политики писала в своем Telegram-канале о том, что для повышения доступности детской литературы в том числе необходима «поддержка семей с маленькими детьми – некий аналог «Пушкинской карты»: целевые средства исключительно на приобретение детских книг». Ямпольская не ответила «Ведомостям» на вопросы о возможном запуске указанной госпрограммы.
В Минцифры и Минкультуры «Ведомостям» сообщили, что указанная инициатива от Ямпольской к ним не поступала. При этом в Минкультуры отметили, что предложение «требует серьезной проработки на уровне нескольких министерств и ведомств, в том числе в части финансирования проекта, технического обеспечения и нормативно-правового регулирования».
Ранее, в 2023 г., Минцифры обсуждало с Минкультуры возможность включения в программу «Пушкинская карта» электронных книг. Об этом, в частности, 1 марта 2023 г. на конференции «Книжные и электронные ресурсы в России» говорил директор департамента господдержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры Владимир Григорьев, писали «Ведомости». Но пока электронные книги в программу «Пушкинская карта» не интегрированы. Это может быть связано с тем, что распределение средств в рамках программы «Пушкинская карта» курирует Минкультуры, а книжные издательства подведомственны Минцифры, предполагает топ-менеджер книжного издательства.
Издательства, которые специализируются на выпуске детской литературы, – «Росмэн», «Самокат», «Поляндрия», «Издательский дом Мещерякова», «Глагол», «Белая ворона», «Абрикобукс», «Пять четвертей», «Качели», «Волчок» – на запрос «Ведомостей» не ответили. В крупнейшем в России издательском холдинге «Эксмо-АСТ» от комментариев отказались.
C Wildberries, как сообщил его представитель, инициатива не обсуждалась, но маркетплейс «открыт к диалогу». В «Яндекс маркете» и «Мегамаркете» от комментариев отказались. В Ozon не ответили на запрос «Ведомостей».
Программа по популяризации книг среди детей дошкольного возраста может быть реализована в рамках новой концепции по поддержке детского, юношеского и семейного чтения, которую весной 2024 г. поручил правительству разработать и утвердить Владимир Путин, предполагает топ-менеджер книжного издательства. В своем поручении в 2024 г. президент отметил, что новая концепция по поддержке детского, юношеского и семейного чтения должна основываться «на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и учитывать «использование современных информационных технологий».
Первый доклад президенту о выполнении этого поручения должен состояться до 20 ноября 2024 г. Впервые концепция программы поддержки детского и юношеского чтения была утверждена распоряжением правительства в июне 2017 г., в частности, она подразумевала поддержку издания и распространения детской литературы, развитие инфраструктуры детского и юношеского чтения и т. д. Но, как писала ранее в своем Telegram-канале Ямпольская, «сама программа впоследствии так и не возникла».
Введение книжной карты станет одним из ключевых драйверов сегмента детской литературы, говорит топ-менеджер крупного книжного издательства. Коммерческие продажи бумажной детской литературы в 2023 г. выросли на 7% к 2022 г. до 15,3 млрд руб., следует из данных холдинга «Эксмо-АСТ» (не учитывались продажи цифровых книг и учебной литературы). А весь рынок бумажных книг в России в деньгах в 2023 г. увеличился к 2022 г. на 9% до 94 млрд руб., указано там же.
Ключевой вопрос, который стоит уточнить для качественной реализации этой инициативы, – критерии отбора изданий, которые можно будет реализовывать в рамках этой программы, говорит собеседник «Ведомостей».
Инициатива звучит позитивно, но важно четко определить, какие виды книг могут быть куплены в рамках госпрограммы, все ли издательства смогут в ней участвовать, согласна гендиректор издательства VoiceBook Евгения Ханоянц. Кроме того, если обязанность по маркировке продукции будет возложена на издательства, это приведет к дополнительным расходам, говорит она: «И малым издательствам будет сложно подстроиться под такие изменения, что может затруднить их участие в программе».
Будет нелогично, если действие карты будет распространяться только на маркетплейсы, отмечает президент Ассоциации книгораспространителей Светлана Зорина. Продажи книг на маркетплейсах и так успешно развиваются, в то время как далеко не все книжные магазины смогли восстановить свои продажи после пандемии, поясняет она. Возможность приобретения книг по программе, аналогичной «Пушкинской карте», через офлайн-магазины будет существенным шагом для поддержки книжной розницы, уверена Зорина: «Мы должны сохранить за читателем право выбора места покупки книги. Это сделает ее более доступной как по стоимости, так и по ассортиментному разнообразию».
Концепция предложенной госпрограммы сформулирована максимально правильно: именно в дошкольном возрасте ребенку можно привить любовь к книгам, сформировать привычку чтения, считает автор Telegram-канала Books & Reviews Валерий Шабашов: «В конечном счете книги смогут составлять конкуренцию другим видам контента, который завладевает вниманием ребенка».