Инициативы стоимостью 6 трлн рублей будут ориентированы на выпуск критически важной продукции
Ведомости от 19.03.24
С 2025 г. в России запустят пул прорывных мегапроектов, главной задачей которых станет оперативное достижение технологического суверенитета в критически важных отраслях. «Ведомости» узнали, какие инициативы подготовили в правительстве и как они будут работать.
На совещании президента России Владимира Путина с членами правительства первый вице-премьер Андрей Белоусов объявил, что в правительстве сформировали перечень из 12 проектов. Он назвал четыре из них: «Станкостроение и робототехника», «Новые материалы и химия», «Обеспечение продовольственной безопасности» и «Новые медицинские технологии». По словам двух источников «Ведомостей», знакомых с подготовкой пула проектов технологического суверенитета, в список также войдут: «Развитие беспилотной авиации» (фактически запущен с 2024 г.), «Развитие космической отрасли», «Атом и новые источники энергии», «Производство судов и судового оборудования», «Гражданская авиация», «Микроэлектроника», «Экономика данных», «Наука и университеты».
Инициативы будут курировать профильные вице-премьеры, рассказал Белоусов. Список начали формировать осенью, а весной он был доработан с учетом инициатив президента, анонсированных в послании Федеральному собранию, говорят собеседники «Ведомостей».
Система нацпроектов будет состоять из двух типов инициатив – нацпроектов широкого спектра действия, прежде всего социальной направленности, и проектов технологического суверенитета. В число первых, по словам источников, войдут как уже действующие инициативы, например «Производительность труда», «Развитие МСП», «Поддержка экспорта», так и новые. Часть из них анонсировал президент: в послании Федеральному собранию он рассказал о запуске пяти новых нацпроектов: «Семья», «Кадры», «Молодежь России», «Экономика данных», «Продолжительная и активная жизнь». Проекты технологического суверенитета направлены прежде всего на создание и развитие конкретных отраслей, производящих высокотехнологичную продукцию, пояснял «Ведомостям» источник, близкий к правительству.
Их цель – организация производства на основе собственных линий разработки. Это подразумевает наличие кадровых компетенций, средств производства и интеллектуальных прав. Отдельные нацпроекты по ряду товаров необходимы, потому что сейчас у российской промышленности нет времени ждать, пока рынок самостоятельно подстроится и предложит нужные технологии, уточнил источник. «Такой импульс от государства позволит производителям и разработчикам быстрее начать новые проекты и вывести свою продукции на рынок», – пояснил источник.
Общая сумма госфинансирования не раскрывается, но, по информации другого собеседника «Ведомостей», на предстоящую шестилетку в бюджете на эти цели одобрено около 3 трлн руб., дальнейшее увеличение финансирования сейчас обсуждается.
Как будут работать мегапроекты
Технопроекты будет объединять универсальный механизм реализации с соблюдением обязательных принципов. Первый критерий – создание конкретной линейки продукции с четкими характеристиками, рассказали источники «Ведомостей». То есть речь будет идти не о формировании технологий по производству продукции, а о самой готовой продукции, сказал собеседник. Вторым принципом станет формат государственно-частного партнерства. Не обязательно, что для участия в проекте будет требоваться концессионное соглашение: здесь важен сам факт взаимодействия властей и бизнеса, пояснил собеседник «Ведомостей».
Третий принцип – механизм гарантированного спроса как со стороны государства, так и со стороны частного сектора. Его действие можно объяснить на следующем примере, продолжил собеседник. В проекте поставлена задача наладить производство высоко- и среднеоборотных дизелей для локомотивов судов. В стране есть два основных производителя, которые могут за нее взяться, – «Трансмашхолдинг» и «Синара». Поскольку обе компании частные, задача властей – добиться от них инвестиций в развитие производств, в технологические НИОКР, наем новых сотрудников. Для этого предприятия должны быть уверены в окупаемости таких вложений. Дать им такую уверенность может Минпромторг, договорившись с судостроителями и РЖД и организовав в их лице консолидированный спрос на такие дизели. Чтобы механизм заработал, министерство подпишет соглашения с обеими сторонами.
К гарантированному спросу прибавятся все существующие меры поддержки, которыми сейчас оперирует ведомство: СЗПК, СПИК, КИПы. Если понадобится, подключится поддержка других министерств – например, Минобра в части научных наработок.
Четвертым критерием технопроектов будет особый тип управления. Весь предыдущий опыт импортозамещения показывает, что накачать производителей субсидиями и даже обеспечить льготную ставку в банке недостаточно, нужен качественно новый подход. Например, необходим анализ консолидированного межотраслевого спроса. Он формируется, когда у нескольких производителей на горизонтальном уровне пересекаются средства производства и технологии. Отраслевое ведомство будет определять, чего не хватает бизнесу для разработки технологии, и формировать баланс. Для этого оно будет сотрудничать с отраслевыми объединениями (металлургов, электронщиков), отраслевыми НИИ и центрами компетенций.
Проще говоря, государство будет не только раздавать субсидии, но и влиять на то, как они тратятся. Это позволит более эффективно управлять реализацией проекта: если где-то не хватает денег – расширить поддержку, если не хватает комплектующих – договориться, чтобы привезти такие компоненты или организовать их производство. Для такой кооперации будет применяться межведомственный подход при координации ответственными вице-премьерами.
Представитель Минцифры сообщил, что количество и состав проектов технологического суверенитета еще утверждаются. Представитель Минпромторга заверил, что при управлении проектами технологического суверенитета будут применяться те же подходы, что и сейчас действуют в отношении нацпроектов. Курирующие ведомства будут определяться при формировании их паспортов, добавил собеседник.
Представитель правительства отказался от комментариев. В Минфине, Минэкономразвития, Минсельхозе, Минздраве, Минобрнауки, Минэнерго, Минтрансе и Минприроды не ответили на запросы.
Новая идеология
В 2023 г. эксперты РАНХиГС рассчитали уровень импортозависимости (соотношение импорта и объема внутреннего рынка) по основным направлениям технологического суверенитета: получилось, что наиболее зависимы именно те отрасли, которые вошли в новые нацпроекты, отметил директор Центра экономической географии и регионалистики РАНХиГС Степан Земцов. Например, станкостроение импортозависимо на 95,3%, микроэлектроника – на 92%, фармацевтика – на 87,9%, химическая промышленность – на 53%, судостроение – на 64,4%, медпромышленность – на 60,1%, авиастроение – на 52,8%.
Возможно, полезно было бы также запустить отдельный проект по автомобилестроению, которое импортозависимо на 67,3%, а в последние годы этот показатель растет в связи с наплывом китайских автомобилей, продолжил Земцов. Проект «Атом и новые источники энергии» также представляется ему недостаточно широким – он будет сосредоточен на развитии атомной энергетики, но в России высок потенциал и других альтернативных источников энергии (ветро-, солнечная и геотермальная). До 2022 г. это был самый быстрорастущий сектор экономики, напомнил эксперт. Кроме того, в нем сосредоточены критические технологии будущего, включая энергонакопительные системы, используемые и в электротранспорте.
Реализация технопроектов будет успешна, если помимо поддержки национальных производителей будет ориентирована на производство экспортной продукции, т. е. товаров, конкурентоспособных на мировом рынке, отметил руководитель направления аналитики корпоративного бизнеса банка Дом.РФ Григорий Жирнов. Важно также делать акцент на партнерство с частным бизнесом и поддержку конкуренции при полной подотчетности и регулярном независимом аудите результатов. Выбранные правительством принципы по большей части отвечают этим критериям, заключил он.
3 трлн руб., заложенные на шесть лет, кажутся гигантскими: сейчас на весь раздел национальной экономики в федеральном бюджете расходуется порядка 4 трлн руб. в год, напомнил директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. По его мнению, это сигнал, что поддержка промышленности будет явно измеряться большими суммами, чем сейчас. Земцов, напротив, считает, что этой суммы будет достаточно, если от бизнеса удастся привлечь еще 5–6 трлн руб. При финансировании научно-технологических проектов эффективность растет, если бизнес вкладывает не менее 65–70% собственных средств, пояснил он.
Формат нацпроектов, очевидно, должен был измениться: в 2018–2020 гг., когда моделировались текущие инициативы, внешняя среда была совершенно другой и теперь нужно адаптироваться к новым условиям, полагает Климанов. И соответствующий подход уже выработан – правительство намерено идти по пути более узкого, сегментного решения проблем. Об этом можно судить по конструкции проекта «Беспилотные летательные аппараты», который запущен в этом году. «Нацпроекты стали отражать сосредоточение сил и средств на ударном направлении движения, в отличие от госпрограмм, которые покрывают всю совокупность деятельности органов власти по какой-то отрасли», – считает эксперт. Сотрудничество Минпромторга с бизнесом в таких проектах может быть организовано на базе офсетных контрактов, предположил он. В этой форме взаимодействия обе стороны берут на себя долгосрочные обязательства: поставщик понимает, что должен не выпустить продукт единоразово, а наладить соответствующую технологию, и покупатель обещает закупки на определенную перспективу.