В Москве прошел II Каспийский экономический форум.
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

В Москве прошел II Каспийский экономический форум.

В Москве прошел II Каспийский экономический форум.

5 и 6 октября в Москве проходил II Каспийский экономический форум. Это крупнейшая площадка для обсуждения актуальных вопросов сотрудничества стран-участников Каспийского региона, а также пограничных им дружественных государств.

В Каспийском экономическом форуме приняли участие председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин, официальные делегации стран «каспийской пятерки» - России, Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана, представители федеральных и региональных органов российской власти, главы ведущих компаний.

В первый день Каспийского экономического форума зампред регионального правительства Денис Афанасьев выступил с докладом на круглом столе «Каспийский регион как часть Большого евразийского партнерства: новые вызовы и перспективы развития», который прошёл при участии министра экономического развития Максима Решетникова.

Открывая мероприятие, глава Минэкономразвития РФ подчеркнул, что Каспий - уникальный регион с точки зрения международного сотрудничества благодаря природным ресурсам и транзитному положению. 

 «Это один из ключевых центров экономического роста континента, и цифры это показывают, - подчеркнул Максим Решетников. - Если оценить совокупный ВВП стран за последние 5 лет, то доля прикаспийских стран увеличилась с 2.5 до 3.6% от мировой экономики в целом. Доля взаимной торговли увеличилась в 1.5 раза, и на десятилетнем горизонте нам вполне по силам достичь 4.5-5% от доли мировой экономики, увеличить взаимную торговлю и довести ее до 70 млрд долларов в год. Поэтому развитие Каспийского региона важно не только для нашего государства, но и в целом для всего мирового сообщества». 

 В своём выступлении Денис Афанасьев отметил, что Астраханская область - важнейший геостратегический центр на юге Российской Федерации. Выгодное географическое расположение региона в дельте Волги у Каспийского моря, на пересечении стратегически важных международных транспортных коридоров «Север – Юг» и «Запад – Восток» определяет ключевую роль области в формировании и реализации политики России на Каспии.

 «Для стран Прикаспия Астраханская область является главными воротами в Российскую Федерацию. Подтверждением этого статуса служит тот факт, что именно в Астраханской области был сформирован Каспийский кластер, который объединил две особые экономические зоны – портовую и промышленно-производственного типа, созданные для привлечения инвестиций в производственную и транспортно-логистическую деятельность в рамках развития международного транспортного коридора «Север – Юг», - сообщил заместитель председателя правительства Астраханской области. - Каспийский кластер призван стать мощной базой обработки грузов МТК «Север – Юг», что позволит привлечь дополнительный грузопоток в страны Ближнего Востока и Азии. В связи с этим одной из основных тем переговоров с партнерами из прикаспийских стран является торговля и логистика».

 По данным Минэкономразвития РФ в Каспийском регионе выращивается 7% зерна, добывается 5% черных металлов, хорошо развит нефтегазовый сектор, растет добыча на шельфе. Каспий - потенциально крайне мощный регион и один из наиболее динамично развивающихся в мире. Взаимный товарооборот вырос за последние шесть лет на 54%. По данным ФТС России в 2021 году объем торговли составил 34 млрд долларов. Это ощутимо - доля в общем товарообороте более 4%. По итогам семи месяцев 2022 года, несмотря на все санкции и ограничения, товарооборот вырос на 10,3% (до 20,1 млрд долларов) к аналогичному периоду прошлого года. Это хорошая динамика в нынешних условиях.

Участие в круглом столе также приняли министр экономики Азербайджанской Республики Микаил Джаббаров, заместитель Министра экономики и финансов, руководитель Организации по зарубежным инвестициям и технико-экономической помощи Исламской Республики Иран Али Фекри, Президент Общероссийской общественной организации «Деловая России» Алексей Репик, Вице-Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев, генеральный директор АО ОЭЗ «Лотос» Сергей Милушкин.

Министр промышленности и природных ресурсов Илья Волынский рассказал о реализации транспортного потенциала Астраханской области в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг» участникам круглого стола «Каспий: евразийский транспортно-логистический хаб».

Как отметил министр: «Несмотря на действия, принимаемые со стороны недружественных стран, за последние 3 месяца наблюдается увеличение объемов перевалки грузов через морские порты Астраханской области. За период январь-август суммарный грузооборот морских портов Астрахань и Оля составил 1,7 млн тонн. К примеру, в отдельных грузовых терминалах Астраханской области показатели перевалки контейнеров за 8 месяцев текущего года выросли более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. В целом в номенклатуре портов на 88% увеличилась перевалка цемента, на 81% - перевалка контейнеров, на 68% - перевалка химических изделий и удобрений, в 3 раза увеличилась перевалка бумаги, более чем в 5 раз увеличилась перевалка металла».

В регионе создается портовая особая экономическая зона. В настоящее время завершаются работы по формированию территории в рамках первого этапа проекта. Он предполагает обустройство морского терминала, предназначенного для перевалки 20-ти, 40-ка футовых контейнеров, генеральных грузов крытого и открытого хранения, растительных масел и зерновых культур, и прочих товарных позиций в морском порту Оля на территории, прилегающей к причалам №8 и №9.

В августе 2021 года в портовой ОЭЗ зарегистрирован якорный резидент, который обеспечит оснащение зоны портовым перегрузочным и складским оборудованием за счет частных средств.

Создаваемый контейнерный терминал, который будет являться главной инфраструктурной составляющей портовой ОЭЗ, станет ключевым звеном в российской части МТК «Север-Юг». Реализация проекта позволит не только обеспечить рост грузопотоков, но и создаст новые рабочие места, привлечет инвесторов в регион.

Безусловно, это потребует серьёзной модернизации транспортной инфраструктуры. В первую очередь речь идёт о водных путях.

В рамках исполнения поручения Президента и благодаря поддержке и активному участию Минтранса России удалось решить вопрос об увеличении проходной осадки судов в Волго-Каспийском морском судоходном канале с 4,2 до 4,5 метров. Благодаря этому удастся снизить издержки судоходных компаний в связи с недогрузом судов и позволит использовать для транспортировки по Каспию из морских портов Астрахань и Оля современные суда с увеличенной вместимостью.

К концу 2023 года ожидается завершение мероприятий по обеспечению проходной осадки судов в канале не менее 4,5 м.

Проведение реконструкции канала будет способствовать еще более эффективному развитию международного транспортного коридора «Север-Юг».

«Сегодня мы готовы предложить всем участникам внешней торговли, транспортно-логистическим компаниям использовать инфраструктуру Астраханской области для транспортировки грузов в страны Юго-Восточной и Центральной Азии и обратно по транскаспийскому маршруту», - подчеркнул министр.

Анекдот от профсоюза

— Муж говорит, чтобы я бросила употреблять спиртное.

— Придется бросить.
— Да, но он такой забавный — буду по нему скучать…