В Астрахани прошли переговоры по организации регулярных линий морских перевозок между портом Туркменбаши и российскими портами на Каспийском море.
В мероприятии приняли участие заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Борис Ташимов, заместитель председателя правительства Астраханской области Денис Афанасьев, министр промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Илья Волынский, представители Республики Туркменистан, Республики Узбекистан и Киргизской Республики.
Стороны обсудили организацию регулярного судоходства в Каспийском море. Председатель правительства Астраханской области Денис Афанасьев отметил, что регулярные морские перевозки будут способствовать экономическому росту всех стран-участниц.
За 11 месяцев 2022 года по коридору «Север-Юг» через Туркменистан было перевезено почти 62 тыс. тонн грузов и 220 контейнеров в сообщении с Ираном, странами Южной Азии и Персидского залива. При том, что за 2021 год по МТК было перевезено всего 700 тонн грузов. Значительная часть этого товарооборота проходит через порты Астраханской области.
«По итогу 2022 года в Астраханской области мы наблюдаем позитивные тенденции по перевалке грузов через морские порты Астраханской области. Суммарный грузооборот морских портов Астрахань и Оля за прошлый год составил почти 3 млн тонн. Это на 14,5 % выше итоговых показателей 2021 года. По сравнению с 2021 годом более чем в два раза выросла перевалка контейнеров. В номенклатуре портов на 76 % увеличилась перевалка цемента, в два раза увеличилась перевалка химических изделий и удобрений, более чем в 3 раза увеличилась перевалка бумаги, в 7 раз выросла перевалка металла», - комментирует министр Илья Волынский.
Руководитель делегации Киргизской Республики, начальник Управления автомобильного и железнодорожного транспорта министерства транспорта и коммуникаций Адылбек Акматов отметил: «Мы заинтересованы в развитии нового интермодального маршрута из Киргизии в Россию по территории Узбекистана транзитом до порта Туркменбаши, а затем морским путём до портов Астрахани». В целях оптимизации дополнительного маршрута для развития торговли Кыргызской Республики прорабатывается маршрут по следующему направлению: - Кыргызская Республика – Республика Узбекистан – Республика Туркменистан – Российская Федерация по Каспийскому морю из порта «Туркменбаши» в порт «Астрахани».
Говоря о паромной переправе, участники переговоров отметили, что ранее между портом Оля и Туркменбаши существовало регулярное автопаромное сообщение. Но в связи с отсутствием постоянного грузопотока частота рейсов сокращалась. Сегодня рейсы между указанными портами совершаются по мере накопления судовых партий, обеспечивающих загрузку парома до полной грузоподъемности.
Для формирования загрузки судов требуется грузовая база. Астраханская область готова наладить централизованные поставки в Туркменистан астраханской сельскохозяйственной продукции: овощей, бахчевых, овощных консервов, рыбной продукции, колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, мяса баранины и говядины и других видов продукции.
Кроме этого, возможны поставки промышленных товаров не только из Астраханской области, но и из других регионов России. Для оптимальной загрузки судов на лини и предлагается рассмотреть возможность организации транзитных перевозок с вовлечением в грузопоток по региону близлежащих стран – Киргизской Республики и Узбекистана.
В рамках встречи отметили необходимость привлечения к работе компании-оператора. Две компании заявили о готовности стать оператором данного маршрута. Достигнута договорённость о формировании дорожной карты по реализации проекта открытия регулярных судоходных линий на Каспии.