IV Международный форум «Транспортная логистика Каспийского региона», который прошел в Астрахани, собрал представителей власти, компаний-грузоотправителей, перевозчиков, сервис-провайдеров Волжско-Каспийской транспортно-логистической системы и МТК «Север – Юг». Участники обсудили вопросы развития международного транспортного грузового сообщения, а также актуальные проблемы обеспечения сквозной логистики, совершенствования международных расчётов и другие отраслевые вопросы.
С приветственным словом к собравшимся обратился первый заместитель министра промышленности, торговли и энергетики региона Михаил Кабаков. Приглашенным спикером стал заместитель генерального директора управляющей компании Каспийского кластера ОЭЗ Андрей Налимов.
Транскаспийский участок МТК «Север – Юг» становится всё более востребованным. Перевозки по данному маршруту открывают широкие возможности по сравнению с традиционными путями поставок из Ирана и Индии в Россию и в обратном направлении. «Если проанализировать темпы роста грузопотоков, это одно из наиболее быстрорастущих направлений. В 2023–2024 годах объём перевалки грузов по транскаспийскому морскому маршруту через астраханские порты увеличился вдвое и составил шесть миллионов тонн», – рассказал Михаил Кабаков.
Однако маршрут не всегда представляется рентабельным с учетом ограничивающих судоходство путевых условий на Волге, простоев груза в ожидании перевалки в каспийских портах, а также непрозрачности международного сотрудничества и документооборота в рамках транспортной логистики, утвержденных пошлин и таможенных операций. Решение данных проблем ускорит рост товарооборота и сделает логистику удобнее, упростит многие бюрократические процессы. Работа в данном направлении уже ведется. К тому же президент России Владимир Путин обозначил значимость развития МТК «Север – Юг», а также пригласил к участию в реализации проекта все заинтересованные государства.
По словам заместителя министра, рост грузооборота обеспечивается и значительной работой по модернизации, проведённой операторами грузовых терминалов. Развивается Каспийский кластер особых экономических зон, созданный в Астраханской области по поручению президента России. ОЭЗ промышленно-производственного типа «Лотос» и портовая ОЭЗ в районе морского порта Оля – единственная площадка в России, имеющая выход к рынкам прикаспийских государств, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Индии.
– Астраханская область – регион с уникальным географическим положением. Это делает нас одним из важнейших звеньев в развитии транскаспийского маршрута МТК «Север – Юг». Как отметил губернатор Игорь Бабушкин в обращении к участникам форума, рост грузооборота требует строительства современного флота и эту задачу успешно решает астраханский судостроительный комплекс. В том числе и на базе нашего якорного резидента – судостроительного завода «Лотос» выпускают сухогрузы, земснаряды и пассажирские суда для работы в Каспийском бассейне. Это будет способствовать усилению морской транспортной составляющей на этом участке. А развитие инфраструктуры портовой ОЭЗ создаст современные портовые мощности, которые будут востребованы не только странами – участниками Каспийского бассейна, но и другими государствами, заинтересованными в транзите грузов в Россию, а также экспорте наших товаров, – прокомментировал заместитель генерального директора АО «ОЭЗ «Лотос» Андрей Налимов.
Информация представлена АО «ОЭЗ «Лотос», партнером Промышленного профсоюза.