Сделать площадки налоговым агентом предложил Минтруд
Ведомости от 11.05.23
Выплату налогов за самозанятых могут возложить на цифровые платформы занятости, площадки – посредники между исполнителем заказа и клиентом, такие как агрегаторы «Яндекса» или «Сбера». Об этом «Ведомостям» рассказали два участника обсуждения регулирования платформенной занятости, которое ведется в специальной рабочей группе по труду и соцполитике при Госдуме.
По словам собеседников, с инициативой передать функцию налогового агента площадкам выступил представитель Минтруда, а ФНС предложение поддержала. Идея также сформулирована в концепции законопроекта-спутника к новому рамочному законодательству о занятости населения, документ направлен в российскую трехстороннюю комиссию замминистра труда и социальной защиты Магомедом Абдулхалимовым. Он предлагает включить в перечень прав и обязанностей цифровой платформы занятости осуществление «функции налогового агента по исчислению и уплате налогов с доходов, полученных платформенным занятым». Как уточнил один из собеседников «Ведомостей», вероятность того, что норма войдет в законопроект, высока, но многое будет зависеть от окончательного решения ФНС.
Представители Минтруда, ФНС, а также цифровых площадок «Яндекса», «Сбера», Ozon, Profi.ru, YouDo не ответили на запросы «Ведомостей». Представитель Wildberries сообщил, что в компании готовы рассмотреть и обсудить предложение о передаче маркетплейсам функции налоговых агентов.
Права и обязанности
Самозанятые платят налог на профессиональный доход по ставке 4% при расчетах с физлицами или 6% при расчетах с ИП и юрлицами. Они самостоятельно декларируют доход и перечисляют платежи в бюджет. Сумма налога формируется автоматически в личном кабинете исходя из того, какую выручку указали участники режима. Как правило, она также рассчитывается системой, поскольку самозанятый привязывает к ней счет в банке, формальных отчетов и деклараций подавать не нужно.
Предложение сделать платформы налоговыми агентами разумно и логично, отметил секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Олег Соколов. «Но цифровые платформы также должны быть и плательщиками страховых взносов», – указал он. При этом пока сам законопроект не готов, поэтому с ФНПР эта тема еще не обсуждалась, признал он.
При реализации предложения сделать площадки налоговыми агентами может возникнуть вопрос, как технически это обеспечить, например, если самозанятый работает на нескольких платформах и если у него есть сторонний заработок, отмечает один из участников обсуждения концепции регулирования платформенной занятости – вице-президент ЦСР Екатерина Папченкова.
Важно, чтобы в законопроекте было прописано, что платформа платит налог только с доходов, получаемых непосредственно через ее инфраструктуру, указывает директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова. Это сходится с тем, как сейчас работодатель уплачивает подоходный налог за сотрудника, добавляет она.
У идеи есть как сущностные, так и юридические нюансы, считает руководитель налогового направления ЦСР Левон Айрапетян. В частности, возникает вопрос, как быть с доходами самозанятых, которые они получают наличными, оказав услуги через платформы (например, таксисты). «Очевидно, что платформа не сможет сразу удержать с такого дохода налог, но проблема, вероятно, решаема через систему взаиморасчетов с платформенным занятым», – добавляет он. Кроме того, обязанность налогового агента станет дополнительной административной нагрузкой на платформы. Но это предложение точно будет способствовать повышению прозрачности сектора частных услуг, добавляет эксперт. Реализация предложения потребует поправок в налоговое законодательство, считает Айрапетян.
Цифровые платформы могут стать не только налоговыми агентами, они могут выступать и гарантами социального страхования, полагает Овчарова. Это справедливо, если самозанятые будут приходить на площадку, где они платят налоги в полном объеме и выполняют обязательства перед заказчиками, которые им пропишет платформа, но в то же время смогут получать поддержку от нее в виде социального страхования, защиты в спорных случаях с клиентами, отмечает эксперт. Кроме того, платформы становятся некоторым инструментом гарантии и качества услуг, добавляет эксперт: они уже сейчас разделяют с исполнителем ответственность за их качество.
«Это новая модель взаимоотношений с самозанятыми, она все больше становится похожей на трудовые отношения», – указывает она. При этом у самозанятых остается самостоятельность в том, какой объем работы выполнять и в какое время. Поэтому в новом законопроекте для самозанятых должны быть прописаны как привилегии – социальная поддержка, – так и обязательства, в том числе налоговые, подчеркивает Овчарова.
Дискуссии о занятости
Реестр цифровых платформ занятости, который планируется создать для систематизации новых форм трудоустройства, судя по всему, будут вести налоговики, писали ранее «Ведомости». С этой инициативой также выступал представитель Минтруда. При этом порядок его формирования должно будет подготовить правительство отдельным актом – речь идет о критериях, на основании которых платформы будут включаться в этот реестр. Согласно предложенной концепции, для включения в реестр оператор площадки должен осуществлять информационный обмен с налоговыми органами. Некоторые площадки уже сейчас его ведут.
Транзакции таких платформ будут «окрашиваться», и ФНС сможет видеть заказы самозанятых, что позволит в том числе исключить серые схемы. Реестр предлагается сделать открытым, а включение в него – обязательным условием для осуществления деятельности цифровых платформ занятости.
Регулирование платформенной занятости должно было стать одной из глав закона о занятости населения, который сейчас проходит рассмотрение в Госдуме. При этом из-за разногласий сторон обсуждения (в нем участвуют помимо Минтруда и депутатов также работодатели от РСПП и профсоюзы в лице ФНПР) в рассматриваемом законе о занятости населения даны лишь общие определения платформенной и самозанятости.
Одним из поводов для дискуссии был вопрос статуса таких взаимоотношений, а именно являются ли они трудовыми. Разрешение этой дилеммы должно было помочь более справедливо очертить контур прав и обязанностей платформ и их участников, например таких, как обеспечение социальных гарантий. В одной из первых версий законопроекта для операторов цифровых платформ обязанности по отчислениям в пенсионные и социальные фонды не было предусмотрено. При этом операторам площадок предлагалось давать преференции в заказах тем работникам, которые добровольно подключились к системам соцгарантий, если самозанятый заключил договор негосударственного пенсионного обеспечения или ДМС.