Университетский прекариат: новая реальность российской высшей школы
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Университетский прекариат: новая реальность российской высшей школы

Университетский прекариат: новая реальность российской высшей школы

Что происходит?

Система высшего образования России столкнулась с явлением прекариата. Преподаватели и ученые, несмотря на высокий уровень образования, живут в условиях нестабильности, низких зарплат и постоянной тревоги за будущее. Это состояние эксперты называют «прекарной растерянностью».

Портрет проблемы в цифрах:

  • 42% школьных учителей и 30% вузовских преподавателей в России относятся к возрастной группе 50+ и 60+ соответственно, что повышает их уязвимость.
  • Почти половина опрошенных преподавателей вузов считают себя недостаточно обеспеченными.
  • 6% ученых и педагогов признаются, что с трудом сводят концы с концами.

В чем причины?
Кризис вызван несколькими факторами: переход на наукометрические показатели эффективности, возрастающие бюрократические нагрузки, недостаток цифровых компетенций у старшего поколения педагогов. Все это ведет к выгоранию и снижению качества образования.

Почему это важно?
Нарастание прекарности среди педагогов напрямую угрожает планам России по созданию конкурентоспособной и суверенной экономики, поскольку подрывает основу — качественную подготовку кадров. Решение проблемы требует консолидированных усилий государства и профессионального сообщества.

По материалам исследования Института образования НИУ ВШЭ. Соавтор – Николай Пряжников, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Анекдот от профсоюза

- Я ведь почему была такой недоступной? Я ж думала, у тебя денег нет.