Что происходит?
Система высшего образования России столкнулась с явлением прекариата. Преподаватели и ученые, несмотря на высокий уровень образования, живут в условиях нестабильности, низких зарплат и постоянной тревоги за будущее. Это состояние эксперты называют «прекарной растерянностью».
Портрет проблемы в цифрах:
- 42% школьных учителей и 30% вузовских преподавателей в России относятся к возрастной группе 50+ и 60+ соответственно, что повышает их уязвимость.
- Почти половина опрошенных преподавателей вузов считают себя недостаточно обеспеченными.
- 6% ученых и педагогов признаются, что с трудом сводят концы с концами.
В чем причины?
Кризис вызван несколькими факторами: переход на наукометрические показатели эффективности, возрастающие бюрократические нагрузки, недостаток цифровых компетенций у старшего поколения педагогов. Все это ведет к выгоранию и снижению качества образования.
Почему это важно?
Нарастание прекарности среди педагогов напрямую угрожает планам России по созданию конкурентоспособной и суверенной экономики, поскольку подрывает основу — качественную подготовку кадров. Решение проблемы требует консолидированных усилий государства и профессионального сообщества.
По материалам исследования Института образования НИУ ВШЭ. Соавтор – Николай Пряжников, профессор Финансового университета при правительстве РФ





