Презентация опыта состоялась в Калуге на итоговом мероприятии акселератора Агентства стратегических инициатив (АСИ) по развитию промышленного туризма. Лучшими практиками по организации экскурсий на производства поделились 36 предприятий-победителей акселератора из 19 регионов, в том числе Архангельская, Кемеровская, Нижегородская, Самарская и Свердловская области, Москва и Севастополь.
В целом акселератор помог сформировать яркие креативные решения, формирующие новый взгляд на российскую промышленность: от аудиоэкскурсий и детских площадок на предприятиях до полноценных индустриальных парков и музеев под открытым небом.
Одним из успешных кейсов по открытости предприятий признали подход подмосковного завода энергетического машиностроения «Энергомаш (Чехов) – ЧЗЭМ». Эксперты акселератора АСИ назвали эту практику лучшей по интеграции искусства в промышленность. Предприятие организовывает на территории цехов site-specific спектакли, где актеры — заводчане.
«Это грандиозное шоу на заводе, выпускающем запорную арматуру для АЭС и ТЭС, где 3 га территорий превратили в сценическую площадку. Мы показывали спектакль режиссера Юрия Квятковского «Мистерия Высокого Давления». Название стало органичным отражением всей концепции перформанса. Мистерия — это мир служений, таинств и посвящений. Еще в эпоху Средневековья мистерии были делом ремесленных гильдий и цехов. Попытка отразить действительность настоящего — это и есть посвящение в «Мистерию Высокого Давления», созданную совместно с трудовым коллективом «Энергомаша». Первый раз постановку посетили 300 человек, затем 600. В этом году нашему заводу 80 лет, и осенью мы готовы пригласить гостей на новую постановку», — отметила директор по развитию «Национальной резервной корпорации» предприятия Арина Лабикова.
Мария Пушкарская, руководитель центра компетенций по развитию промышленного туризма на базе ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Челябинской области (победитель в номинации «Лучшая площадка для обмена опытом по промтуризму»), сделала акцент на безопасности маршрутов и внедрению виртуальных экскурсий.
«У нас есть «Маршрут Победы», который посвящен уникальному оборудованию, произведенному в 1913 году и привезенному в годы ВОВ к нам на комбинат. Оно до сих пор работает. Увидеть его можно благодаря созданной виртуальной экскурсии. Такие же виртуальные экскурсии проводим по таким опасным производствам, как горно-обогатительные объекты», — отметила Мария Пушкарская.
Тему безопасности продолжил представитель АО «Михайловский горно-обогатительный комбинат им. А. В. Варичева» Курской области, победившего в номинации «Драйвер развития территории». Он поделился опытом создания видео с инструктажем по безопасности для отдельных целевых аудиторий: к примеру, на ГОКе специально для детей создали инструкции в формате мультфильма.
Еще один нюанс развития промышленного туризма – сувенирная продукция. По словам экспертов, она должна быть практичная, запоминающаяся и аутентичная, ее продажа обязательно должна идти на туристическом объекте.
Информация представлена для членов и партнеров Промышленного профсоюза, так как профсоюз интегрирован в работу Агентства стратегических инициатив.
Маргарита Назаренко