Растет вероятность масштабного перераспределения капитала и трудовых ресурсов между регионами
Ведомости от 04.04.22
Российская экономика сегодня переживает изменения беспрецедентного характера. Например, приостановили свою деятельность или ушли с отечественного рынка лидеры ряда отраслей, у части компаний существенно снизился объем продаж. Как результат, консенсус экспертов, опрошенных Банком России, ожидает существенного (-8%) снижения темпов экономического роста в 2022 г. Оставаясь в русле такого прогноза, мы отмечаем разнонаправленное влияние происходящих экономических процессов на развитие отраслей экономики России и, как следствие, разнонаправленную динамику развития региональных экономик.
В контексте этих изменений в вероятно выигрышном положении окажется 31 российский регион, в структуре экономики которого большая доля востребованных и небольшая доля пострадавших отраслей и в котором сконцентрировано около половины рабочих мест страны. В свою очередь, 33 региона, формирующих порядка 40% рабочих мест в России, возможно, войдут в состав проигравших.
В каждом регионе были определены отрасли, востребованные, пострадавшие или нейтральные по отношению к происходящим экономическим процессам. Далее была рассчитана доля отраслей этих трех групп в экономике, сумма долей трех групп составляет 100%. Регионы, у которых доля востребованных отраслей в экономике превышает долю пострадавших, считаются выигравшими, в обратном случае – проигравшими.
Некоторые регионы, несмотря на существенную долю пострадавших отраслей в экономике, все равно оказались в выигрышном положении благодаря высокой доли востребованных отраслей. Например, в Санкт-Петербурге на пострадавшие отрасли (автопром, торговля, страхование и финансовые услуги, тяжмаш и др.) приходится порядка 20% экономики, при этом доля востребованных отраслей (IT, микроэлектроника, наука, стройка, логистика и др.) составляет более 40%.
Укрепятся позиции регионов с крупными агломерациями, формирующими передовой край цифровой экономики (Москва, Санкт-Петербург) и представляющими основной научный потенциал страны (Новосибирская и Нижегородская области). В таких регионах в ближайшие годы можно ожидать роста инвестиций в IT-проекты и науку, увеличения числа рабочих мест и найма дополнительных высококвалифицированных работников.
Улучшение позиций также произойдет и у некоторых промышленных регионов, в которых расположены производственные мощности по микроэлектронике, приборам и телекомоборудованию (Московская и Пензенская области), одежде и текстилю (Ивановская область). Компании из этих регионов, столкнувшись с ростом спроса на свою продукцию, будут заинтересованы расширяться и привлекать инвестиции под создание новых рабочих мест.
Примечателен кейс Ивановской области. На сегодняшний день в области работает около 20% работников текстильной промышленности страны. Девальвация рубля и уход с российского рынка одежды ряда западных игроков открыли ивановской легкой промышленности новые рыночные ниши внутри России. Вероятно, в ближайшие годы на базе компаний, производящих текстиль и одежду, сформируются новые точки роста экономики области.
В свою очередь, в числе проигравших могут оказаться те регионы, компании которых столкнулись с санкциями и экспортными ограничениями (Вологодская, Липецкая, Новгородская области, Республика Карелия) или с дефицитом импортных комплектующих (Калужская и Самарская области).
Меры поддержки региональных экономик сегодня следует формировать исходя из характера ожидаемых изменений в бизнес-среде. Регионы-бенефициары должны получить возможность создания условий для расширения локального бизнеса и задействовать для этого дополнительные бюджетные ресурсы. В частности, бизнесу таких регионов, вероятнее всего, потребуется предоставить облегченный доступ к финансированию, в том числе за счет субсидирования платежей по лизингу и процентов по инвестиционным и оборотным кредитам.
В то же время регионы, у которых по объективным причинам не получится оперативно подстроиться к новым условиям деятельности и которые фактически столкнутся со структурным спадом, должны получить расширенные бюджетные возможности для смягчения последствий потери рабочих мест и обеспечения плавной реаллокации трудовых ресурсов и капитала. Ряд мер в этом направлении уже объявлен: регионам открыты кредитные линии в размере 10% от их бюджетных доходов, инициированы перераспределения в рамках программы инфраструктурных бюджетных кредитов, а также системообразующим предприятиям, расположенным в разных регионах, предоставляются льготные оборотные кредиты.
Арсений Китаев – начальник отдела специальных проектов и программ Центра экономического анализа и прогнозирования ЦСР; Дмитрий Сухоруков – главный аналитик отдела специальных проектов и программ Центра экономического анализа и прогнозирования ЦСР