Транспортники Екатеринбурга начали акцию протеста.
Екатеринбургское предприятие “Гортранс” оказалось на грани умирания: работники получают в полтора раза меньше положенного по отраслевому соглашению и при этом вынуждены перерабатывать. У предприятия - почти полмиллиарда долгов, энергетики уже начали отключать трамваи и троллейбусы от электричества. Все это потому, что городские власти финансируют выполнение муниципального контракта лишь на 10 - 30%. Работники начали подавать в суд и организовали акцию протеста в интернете. Поможет ли вмешательство губернатора?
АКЦИЯ ПРОТЕСТА
Транспортники Екатеринбурга запустили в интернете акцию протеста, требуя выполнять отраслевое соглашение на муниципальном предприятии “Гортранс”. В рамках акции они просят сфотографироваться с плакатом “Требуем выполнять гарантии Отраслевых соглашений по оплате труда” и разместить фото в своих аккаунтах или сообществах с хештегом #ЯРаботникПассажирскогоТранспорта.
“А”-СПРАВКА
Всего в штате ЕМУП “Гортранс” 5336 человек, в том числе 1546 водителей, 1180 кондукторов, 1659 ремонтных работников, 950 других сотрудников. Многие годы предприятие остается планово-убыточным. Убыток за 2020 год - 546 млн рублей, за I квартал 2021 года - 257 млн. Прогнозируемый убыток в 2021 году - 712 млн рублей. ЕМУП “Городской транспорт” в крайне тяжелом финансовом положении.
На 1 июня 2021 года просроченная кредиторская задолженность достигла 440 млн рублей, в том числе: по страховым взносам - 174 млн; по арендной плате и налогам - 39 млн; по электроэнергии - 136 млн; по тепловой энергии - 48 млн; по горюче-смазочным материалам - 14 млн; по запасным частям и материалам - 29 млн.
СУТЬ ПРОБЛЕМЫ
Что характерно, в этом случае у профсоюза нет претензий к работодателю. В профсоюзе признают, что предприятие на грани выживания. К примеру, в ЕМУП “Гортранс” - около 5300 человек. С начала прошлого года базовая ставка 1 разряда в отраслевом соглашении сравнялась с МРОТ и достигла 12 782 рублей, то есть увеличилась на 50%. Прежней суммой было 8500 рублей. Чтобы платить зарплаты согласно ОТС, предприятию (с учетом страховых взносов) нужно дополнительно тратить по 196 млн рублей в месяц, то есть 2,353 млрд рублей в год. А таких денег нет.
И уже полтора года отраслевое соглашение не выполняется. - Предприятия стали заложниками ситуации, - сетует председатель Екатеринбургского обкома профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Ольга Майер. - Они не могут выполнить условия отраслевого соглашения из-за отсутствия должного финансирования со стороны города. Финансирование предприятия складывается из тарифа на проезд и контрактной части. Тариф на проезд для населения определяется исходя из платежеспособности, его нельзя просто поднять на уровень самоокупаемости. Теоретически можно повысить его до 50 - 60 рублей, но кому это по карману? Это будет социальный кризис.
Поэтому выпадающие доходы должен компенсировать город при помощи контракта. Например, на маршрут № 1 контракт должен предусматривать 36 млн рублей. На эти деньги можно платить зарплаты, мыть и ремонтировать автобусы и так далее. И весь этот механизм заложен в федеральных законах, в приказах Минтранса. Но что на практике? Город говорит - да, должны заплатить по контракту 36 млн, но согласно индексу бюджетной обеспеченности, заплатим 5 млн. Или вообще один рубль.
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РАБОТНИКОВ
А заложниками ситуации оказываются работники. По данным Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области (САПС), фактическая среднемесячная зарплата в ЕМУП “Гортранс” за пять месяцев 2021 года составила 34 118 рублей. Это на 20% ниже среднемесячной зарплаты на предприятиях Свердловской области за 2020 год. А ведь люди в “Гортрансе” получают эти деньги еще и с переработками! При этом ежемесячная зарплата: водителя автобуса по ОТС - 67 682 рубля, а платят 37 805 рублей; водителя трамвая по ОТС - 50 892 рубля, а платят 30 070 рублей; водителя троллейбуса по ОТС - 60 930 рублей, а платят 34 033 рубля. Уже полтора года зарплата на предприятии занижена примерно в 1,5 - 2 раза. Результатом стал дефицит кадров.
ОБ ЭТОМ НА ПЕРВОМ КАНАЛЕ НЕ СКАЖУТ
Сегодня в Свердловской области ставится вопрос выживания крупных профессиональных предприятий, уже не один десяток лет, работающих и обеспечивающих перевозки населения Екатеринбурга. Но зачем ломать эти предприятия, чтобы завтра восстанавливать? Это будет еще дороже. Мы понимаем, что у муниципалитетов денег не хватает, и мы ставим эти вопросы на всех уровнях, включая самый высокий - в Министерстве транспорта, на всех круглых столах и совещаниях, в которых участвуют представители профсоюза. В таких случаях муниципалитетам и субъектам РФ нужно помогать из федерального бюджета. И так вопрос ставим не только мы, но и отдельные объединения работодателей. Но без политической воли руководителей регионов эту проблему сдвинуть очень тяжело. И наши коллеги, транспортники Екатеринбурга, призывают органы власти начать решать эту проблему и оплачивать труд транспортников полностью, с соблюдением условий федерального отраслевого соглашения.
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©