Тарифный коридор не расширяется, выплаты не растут – это плата за индивидуальный тариф
Ведомости от 05.02.20
«Лучше так, чем никак», – объясняет замминистра финансов Алексей Моисеев.
Подготовленный Минфином правительственный законопроект о дальнейшей либерализации ОСАГО был снят с рассмотрения перед первым чтением в октябре 2019 г. – депутаты опасались, что его принятие вызовет рост тарифов. В ноябре 2019 г. депутаты от всех фракций во главе с председателем комитета по финансовым рынкам Анатолием Аксаковым внесли свою версию.
Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила положительное заключение на депутатский вариант законопроекта: он не содержит «спорных» поправок, заявил на заседании комитета по финансовому рынку Аксаков (его цитирует «Интерфакс»). Проект планируется рассмотреть на следующем заседании комитета, отметил он. Комиссия одобрила заключение 27 января, подтвердил сотрудник аппарата правительства, пресс-служба правительства вечером не ответила на запрос.
В депутатской версии по сравнению с правительственной исчезли увеличение страхового возмещения до 2 млн руб. за причинение вреда жизни и здоровью (сейчас – 500 000 руб.), отмена коэффициентов территории и мощности двигателя при расчете стоимости полиса и сглаживающее это поэтапное расширение тарифного коридора на 30%, а затем на 40%, перечисляет представитель Минфина. Убрали депутаты и возможность корректировки тарифа с учетом использования водителями средств телематики.
Осталось главное – право страховщиков устанавливать индивидуальный тариф, разумеется, в пределах установленного ЦБ коридора. «Индивидуализация стоимости полиса ОСАГО, предусмотренная депутатским законопроектом, предоставляет страховщикам право самостоятельно определять подход к применению базовых ставок тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений с учетом личностных характеристик водителя», – говорит представитель Минфина. В частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД. Законопроект сохраняет ограничение на максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО. Депутатская версия предлагает учитывать историю вождения каждого водителя: наличие и количество страховых выплат в результате ДТП, произошедших по вине водителя, по всем транспортным средствам, находящимся в его управлении, а также по всем договорам ОСАГО.
ЦБ считает индивидуализацию тарифа самым значимым моментом реформы, говорит его представитель: его ключевым условием будет право страховщика назначать тариф в пределах коридора, установленного регулятором. С января 2019 г. ЦБ расширил коридор базового тарифа на полисы ОСАГО на 20% в обе стороны – до 2746–4942 руб.
«Мы понимаем, что отказ от коэффициента территории – сложный вопрос, – признает представитель ЦБ. – Сохранение этого коэффициента сделает тариф менее индивидуальным и зависимым от места проживания». Но даже в таком виде это позволит системе стать более индивидуальной, чем сейчас, продолжает он.
Российский союз автостраховщиков поддерживает компромиссный вариант поправок, который предполагает отказ от некоторых нововведений в обмен на стабильность тарифов по обязательной автогражданке, говорит представитель союза.
Реально либерализовать тарифы ОСАГО можно лишь в случае полной отмены жесткого регулирования, перейдя к свободному ценообразованию, указывает заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов, пока предлагаются полумеры, но они постепенно приближают рынок к более свободному ценообразованию. Депутатские поправки дают возможность страховщикам более точно рассчитывать стоимость полиса: учитывая индивидуальные характеристики клиентов, то, как они водят, отмечает Иванов. Вряд ли поправки существенно повлияют на цены, однако для тех, кто часто нарушает правила, полис станет дороже.
Аксаков на заседании комитета сказал, что тарифы вырастут не более чем на 4–5%.