Слово «терпимость» часто имеет негативный оттенок — как «готовность соглашаться с заблуждениями». В самом деле, в нашем мире терпимость часто превращается в игру в одни ворота. Христианство сталкивается — в США, в Европе, в меньшей степени в России — с идеологией и мировидением, которое с ним несовместимо. Его часто называют «либеральным» или «прогрессивным», и его характерные признаки — настойчивое продвижение по всему миру явлений, которые с точки зрения христианства являются тяжким грехом.
Когда христиане критикуют такую политику, их обвиняют в «нетерпимости» и даже «ненависти». «Терпимостью» в этом контексте объявляется полное и безоговорочное повиновение идеологии, с которой ни один верный христианин не может согласиться.
Это мешает понять подлинный смысл терпимости — терпимости как добродетели. Между тем, это важная добродетель. Она близка таким христианским качествам, как кротость, долготерпение и любовь к ближнему.
Мир полон людей, которые яростно нападают на ложь и зло — причем они часто нападают на действительно плохие вещи. Как киношные герои, которые бьют и крушат злодеев, они верят, что борьба за добро состоит в яростных атаках на зло.
Это ошибка, в которую легко впасть — мы вообще легко впадаем в ярость и гнев. Выступая против зла, люди часто не замечают, что выступают на стороне еще худшего зла. Сознание собственной правоты — ведь я выступаю против несомненного зла! — резко понижает способность человека оценивать свои собственные действия. Как с моральной точки зрения, так и с точки зрения здравого смысла, да и элементарной эффективности — чего можно добиться, действуя таким образом?
Мы не призваны бороться со злом. Экспедиция, в которую мы посланы, спасательная, а не карательная. Мы боремся ради спасения людей. Это значит, не против дурных или заблуждающихся людей — а за них. Терпимость — это не вопрос отношения к ложным и разрушительным взглядам, которые мы, разумеется, не можем и не должны принимать. Терпимость — это вопрос отношения к людям. Как говорит Апостол, «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:24-26)
Мы призваны приветливо, дружелюбно относиться к заблуждающимся людям, поддерживать с ними общение, сохранять человеческие контакты — чтобы мягко и терпеливо свидетельствовать об истине, подражая Богу, который «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но, чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9)
Иерей Федор Шевченко, настоятель храма Михаила Архангела, специально для членов и партнеров Промышленного профсоюза.