Но эксперты не уверены, что в структуре рынка есть еще место для крупного игрока
Ведомости от 23.08.24
О том, что Т-банк (экс-«Тинькофф») разрабатывает собственный сервис онлайн-продажи товаров, «Ведомостям» рассказали четыре источника в разных IТ-компаниях и профильных ассоциациях. Собеседники издания назвали новый сервис «маркетплейсом». Представитель банка, в свою очередь, уточнил, что это будет не маркетплейс «в буквальном смысле», но отрицать работы над новым сервисом онлайн-торговли не стал. Он пообещал, что банк скоро «всех удивит». Раскрывать какие-то еще подробности он отказался.
Один из бывших сотрудников Т-банка говорит, что принимал участие в обсуждении проекта. Собеседник «Ведомостей», близкий к одной из отраслевых ассоциаций, подтверждает, что маркетплейс разрабатывается как минимум с декабря 2023 г. Другой сотрудник крупнейшего маркетплейса и еще один сотрудник IT-компании знают от двух разных сотрудников Т-банка о том, что проект уже готов к запуску.
О запуске собственного маркетплейса Т-банком знает и председатель Федерального общества сетевой торговли (ФОСТ, объединяет селлеров и владельцев пунктов выдачи заказов) Евгения Черницкая. По ее словам, запуск запланирован на осень 2024 г. – к сезону распродаж, чтобы «сделать старт максимально мощным». Черницкая предполагает, что маркетплейс представят в рамках традиционной конференции Т-банка, посвященной электронной торговле.
У Т-банка давно есть «заготовки» для маркетплейса: в приложении банка много партнеров, которые предлагают различные услуги и товары, например билеты на культурные мероприятия или авиабилеты, замечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Запуск собственного маркетплейса для Т-банка выглядит очень логично с точки зрения целесообразности: это вторая по величине банковская экосистема после «Сбера», у которого уже есть свой маркетплейс («Мегамаркет». – «Ведомости»)», – считает эксперт.
Сейчас у Т-банка нет классической для маркетплейсов инфраструктуры с распределительными центрами и пунктами выдачи заказов (ПВЗ). Старший директор, руководитель отдела складской и индустриальной недвижимости CORE.XP Антон Алябьев утверждает, что Т-банк пока не искал никаких объектов на российском рынке складской недвижимости. Про поиски склада для банка не знают и в консалтинговой компании в сфере недвижимости IBC Real Estate.
Глава совета по электронной коммерции при Торгово-промышленной палате РФ Алексей Федоров предполагает, что Т-банк, поддерживая свой «имидж цифрового банка», решил и в этом случае не городить склады и ПВЗ, а сосредоточиться только на работе с цифрами, маркетингом, клиентами. По его словам, это «идеальная» модель работы для маркетплейса – исключительно IT-продукт, работающий по схеме DBS (delivery by seller, «доставка самим продавцом»).
До объявления концепции маркетплейса трудно понять, насколько она будет успешной и в чем банк видит уникальное торговое предложение для своей площадки, рассуждает аналитик Data Insight Сергей Семко. Он рассказывает, что есть разные концепции маркетплейсов, которые могут не использовать складскую инфраструктуру или не строить сеть ПВЗ – собственную, партнерскую или по модели агрегатора. «Например, Т-банк может сделать акцент на самостоятельную доставку селлерами и работу по принципу классифайда – так «Яндекс маркет» работал ранее. Или банк может создать маркетплейс услуг, или b2b-маркетплейс, где еще есть относительно свободная ниша. Но пока это все догадки», – говорит Семко. При этом логистическая модель доставки банковских карт у Т-банка уже отработана, напоминают эксперты.
В России уже сейчас довольно высока конкуренция между маркетплейсами: есть универсальные Wildberries, Ozon, «Яндекс маркет», «Мегамаркет», AliExpress, «Магнит маркет» и несколько маркетплейсов нишевой направленности, напоминает Семко. По его словам, все они плотно конкурируют за селлеров, покупателей, трафик и логистические мощности, поэтому еще одному маркетплейсу без отстраивания от других будет «очень-очень непросто», тем более без складов и первоначальной базы селлеров.
Объем рынка электронной коммерции за 2023 г. вырос на 35% до 15,4 трлн руб., заявлял в декабре 2023 г. директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Гребенников. По данным ФАС, 80% рынка маркетплейсов занимают всего два игрока – Wildberries и Ozon. Для нового маркетплейса уже нет места: покупатели распределены между крупнейшими четырьмя, а «совсем честно» – между двумя, полагает Федоров. По его мнению, «всеобщее помешательство» на строительстве собственных маркетплейсов приводит только к сжиганию «огромных бюджетов».
«Как и любой банк, создающий маркетплейс, Т-банк сможет предложить обслуживание селлеров на специальных условиях», – считает Семко. Но аналитик не уверен, будет ли этого достаточно для прихода селлера еще на одну площадку или перехода с другого маркетплейса.
«Банки считают, что раз у них огромная клиентская база, то на этой базе можно заработать, продавая ей товары, но это совсем не так. Даже самый крупный банк страны («Сбер». – «Ведомости») не смог, создав свой маркетплейс и используя всю свою big datа, выйти на второе место в гонке за количество покупателей», – объясняет Федоров. У Т-банка на I квартал 2024 г. было 41,9 млн клиентов. Федоров считает, что выиграет в этой гонке только поисковый бизнес «Яндекса», в который поступят еще «несколько десятков миллиардов рекламных рублей».
По словам Федорова, единственный формат маркетплейса, который сейчас может конкурировать за покупателя, – это нишевой маркетплейс, который дает покупателю не только товар, но и глубокую экспертизу по нему, например «Все инструменты» или «Сантехника онлайн». «Продавать «все для всех» в 2024 г. выглядит безнадежным анахронизмом и попыткой успеть на уходящий поезд», – заключил Федоров.
Аналитик ФГ «Финам» Игнат Иванов, напротив, верит в перспективы банка на рынке электронной торговли. Вероятно, Т-банк будет привлекать клиентов через систему кэшбэка, как это было с «Мегамаркетом» и бонусами «Спасибо», с учетом бонусов маркетплейс сможет предлагать более низкие цены на товары, чем у конкурентов, считает Иванов. Он также предполагает, что маркетплейс будет интегрирован с существующими финансовыми инструментами банка. Так клиентам не придется открывать дополнительные карты для подключения к программе лояльности – как «Ozon карта» или «WB-кошелек». Кроме того, за счет экосистемы банка будут упрощены процедуры платежей долями или в рассрочку, рассуждает аналитик.
А для привлечения продавцов, по словам Иванова, на начальном этапе Т-банк может предоставить финансовые стимулы: привлекательные условия комиссий, специальные предложения по кредитованию и финансированию бизнеса. Также банк может предоставить огромную базу данных для аналитики на основе данных более чем о 40 млн клиентов банка. «Вероятно, что значительное число селлеров уже имеют расчетные счета в Т-банке и пользуются услугами для бизнеса. Интеграция «Т-бизнеса» и маркетплейса позволит уменьшить объем комиссий и упростить селлерам управление собственными средствами», – заключил аналитик.