СЗРК может лишиться крабовых квот из-за не построенных в срок судов
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

СЗРК может лишиться крабовых квот из-за не построенных в срок судов

СЗРК может лишиться крабовых квот из-за не построенных в срок судов

Иски о расторжении контрактов с рыбопромышленниками подало Росрыболовство

Росрыболовство в марте 2025 г. подало два иска в Арбитражный суд Москвы к мурманским компаниям «Альфа трейд» и «Эта-трейд» (входят в Северо-Западный рыбопромышленный консорциум, СЗРК) с целью расторжения договоров на добычу краба по инвестиционной квоте в Баренцевом море. Соответствующие иски размещены в картотеке арбитражных дел (КАД). Оба заявления приняты судом к производству, их рассмотрение начнется в мае 2025 г. В качестве третьего лица к делу привлечен Минпромторг России.

Поводом для подачи исков стало нарушение ответчиками условий договора о предоставлении доли квоты добычи водных биоресурсов в инвестиционных целях (инвестквоты), пояснил «Ведомостям» представитель Росрыболовства. Основным обязательством СЗРК в рамках заключенных договоров было строительство профильного флота – краболовов – на российских верфях. Представитель рыбопромышленной компании от комментариев отказался.

Договоры между Росрыболовством и компаниями были заключены по итогам «крабовых» аукционов. В октябре 2019 г. «Альфа трейд», «Эта-трейд», «Фростер» и «Карапакс» (последние две также входят в контур СЗРК) были признаны победителями по пяти лотам аукциона по продаже доли квоты на вылов краба в инвестиционных целях. Первые две приобрели право добычи по 20% долей квот краба-стригуна в Баренцевом море, предложив за лоты по 2,4 млрд руб. По условиям торгов в рамках инвестиционных обязательств четыре компании обязались также построить пять краболовов (по одному на лот) в течение пяти лет.

Эти суда СЗРК заказал в январе 2020 г. на нижегородской верфи «Красное Сормово», которая входит в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Суда проекта КСП01 предназначены для промысла краба на глубине 20–400 м и производства замороженной продукции прямо на борту. На старте проекта стоимость каждого судна «Коммерсантъ» оценивал в 30–32 млн евро.

Передать первое судно заказчику планировалось в 2023 г., четыре остальных – в 2024 г. На данный момент СЗРК получил только первый краболов «Вайгач», который в итоге достраивал Выборгский судостроительный завод ОСК. Второе судно «Кильдин» планируется передать заказчику осенью 2025 г., третье – в 2026 г., говорит представитель ОСК. Сроки сдачи четвертого и пятого краболовов он не уточнил. Задержки в строительстве связаны с санкционными ограничениями, которые привели к необходимости перепроектирования судов и вызвали сложности с поставками оборудования, пояснил собеседник.

Строительство краболовов существенно замедлилось по причине проблем с окупаемостью инвестиций: для них необходимы долгосрочные кредиты, доступность которых сейчас крайне ограничена, отмечает доцент кафедры менеджмента РАНХиГС в Санкт-Петербурге Линда Рыжих. По ее оценке, инвестиционные и операционные риски были неправильно оценены участниками процесса еще на старте проекта. «Ситуация осложняется тем, что создает дополнительные затраты для всех вовлеченных сторон», – говорит эксперт.

Удовлетворение судом иска Росрыболовства и лишение компаний квот в первую очередь будет означать потерю значительных инвестиций СЗРК, указывает управляющий партнер юридической фирмы Navicus.Law Константин Краснокутский. Неясной станет и дальнейшая судьба краболовов, заказанных на «Красном Сормове», – очевидно, что их строят под конкретный рыболовецкий проект, добавляет он.

Как работали инвестквоты

Крабовые аукционы были задуманы как часть программы по обновлению рыболовецкого флота и загрузке мощностей российских верфей в рамках розыгрыша инвестквот. По итогам такого аукциона в 2019 г. компании обязались построить на отечественных верфях 35 краболовов, а в целом торги принесли 142 млрд руб. Всего за два этапа программы инвестквот планируется построить 150 новых рыбопромысловых судов и краболовов. По данным на начало 2025 г., верфи передали заказчикам лишь 37 судов в рамках первого этапа программы и одно – в рамках второго («Ведомости» писали об этом 13 февраля).

В случае удовлетворения иска квоты, вероятно, перераспределят через новый аукцион, а приоритет могут получить участники, готовые быстро освоить их, рассуждает управляющий партнер адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» Кирилл Маслов. В этой ситуации компании-ответчики теоретически могут попробовать отозвать заказ на строительство судов у ОСК. В судебном порядке это возможно, но потребуется доказать, что потеря квот делает исполнение контракта экономически нецелесообразным, альтернатива здесь – уступить права по контрактам третьим лицам, отмечает эксперт.

Прекращение договоров на строительство судов по инвестквотам «носит единичный характер», сказал «Ведомостям» представитель Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота. В ассоциации отмечают существенный рост нагрузки на инвесторов. В связи с этим там полагают необходимым увеличить сроки пользования инвестквотами с текущих 15 лет до не менее чем 20.

Соответствующий проект закона с поправками к действующему ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» был внесен в Госдуму в апреле 2025 г. В пояснительной записке к документу отмечаются «крупномасштабные сбои» в работе судостроительных предприятий и резкое изменение условий хозяйствования, которые вывели капиталовложения заказчиков рыболовного флота за предел окупаемости в 10 лет.

Случаи расторжения контрактов на строительство краболовов между инвестором и верфью уже были. Например, «Русский краб» на рубеже 2023–2024 гг. расторг контракт с Онежским судостроительно-судоремонтным заводом (контролируется подведомственным Минтрансу ФГУП «Росморпорт») на строительство трех живовозов из семи. Эти суда перевозят живого краба, наиболее востребованного на экспортных рынках. Контракт был заключен в 2020 г. с условием поставки судов до конца 2024 г. К настоящему моменту Онежский завод передал заказчику два краболова: «Капитан Александров» «Капитан Егоров», еще два планируется передать в 2025 г. Заказ «Русского краба» на строительство трех судов этой серии был передан Окской судоверфи.

Отечественная судостроительная отрасль оказалась не готова к массовому строительству рыболовного флота, говорит руководитель отдела аналитики медиагруппы «Портньюс» Виталий Чернов. Если бы сроки соблюдались, предприятие могло бы начинать промысел и через 7–8 лет выходить на окупаемость судна, покрывая затраты на строительство. «В реальности из-за срыва сроков растет закредитованность отрасли, а рентабельность упала до крайне низких значений», – резюмирует эксперт.

Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2025/04/25/1106625-szrk-mozhet-lishitsya-krabovih-kvot?from=copy_text

Анекдот от профсоюза

Это была хорошая неделя - за пять рабочих дней хотелось уволиться только три раза.