Минтранс России разработал законопроект, который вводит поэтапный запрет на заход в российские порты для судов старше 40 лет. Документ уже направлен на согласование в профильные министерства и отраслевые ассоциации.
Основные положения инициативы:
- Для судов старше 30 лет вводится обязательное ежегодное освидетельствование (вместо текущего раз в пять лет). Иностранные суда этого возраста должны будут получать российское свидетельство сроком всего на шесть месяцев.
- Предполагается полный запрет на заход в порты для судов старше 40 лет. Правительство оставит за собой право делать исключения для отдельных типов судов.
- Для судов старше 30 лет будет применяться повышающий коэффициент к портовому сбору — дополнительно 10% за каждый год сверх этого возраста.
- Капитаны портов получат право не допускать оказание услуг судам, не соответствующим требованиям безопасности.
- Законопроект также вводит ответственность грузовладельца за эксплуатацию небезопасного флота.
Планируется, что закон вступит в силу через 180 дней после публикации, а переходный период для адаптации составит еще 180 дней. Окончательный ввод запрета для судов старше 40 лет намечен на 1 января 2030 года.
Реакция отраслей:
Инициативу поддерживают судостроители. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) заявила о своей готовности обеспечить необходимые мощности для обновления флота и согласии с экологическими целями законопроекта.
В то же время рыбопромышленники раскритиковали предложение. По оценкам Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), на Дальнем Востоке и Севере количество судов может сократиться вдвое, а в Азово-Черноморском бассейне под списание попадет практически весь флот. В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) призвали смягчить финансовую нагрузку на отрасль.
По данным источников, к 2030 году под ограничения может попасть до 65% рыбопромыслового флота и судов, перевозящих сельскохозяйственные грузы. Минсельхоз, как сообщается, уже ведет консультации о выведении судов для перевозки агрогрузов из-под действия запрета.
Эксперты отмечают, что возрастные ограничения для судов применяются в мире, но полный запрет является исключительной мерой. Ключевым вопросом остается готовность российского судостроения, где стоимость производства значительно выше, чем в других странах, что требует серьезной господдержки для компенсации затрат судовладельцев.





