Председатель Промышленного профсоюза Владимир Босов посетил АО «ССЗ «Лотос». Дело в том, что на крупнейшем судостроительном предприятии Юга России наблюдается отток персонала. За три месяца с завода уволилось более ста основных производственных рабочих. Есть объективные причины: здесь и работа ярмарки вакансий предприятий судостроительной отрасли Дальнего Востока для жителей Астраханской области, предлагающая заманчивые перспективы, и рекруты северных судостроительных предприятий постаралась, и субподрядчики строительства буровых платформ для Лукойла на различных площадках Астрахани жаждут переманить квалифицированный персонал. «Но все же есть и собственные недоработки - считает профсоюзный лидер - мы мало рассказываем о преимуществах работы на крупных астраханских судостроительных предприятиях.
«Портфель заказов на заводе укомплектован под завязку, и в том числе, интересными проектами – круизными лайнерами, которые в России не строились последние 60 лет. Это для нас новые компетенции в судостроении, возможность для специалистов приобретения бесценного опыта, а для управленцев карьерного роста – считает председатель профкома АО ССЗ «Лотос» Александр Токарев. И кроме того, понятно, что это не разовые проекты, так как судостроительный завод «Лотос» является якорным, то есть основным, резидентом Особой экономической зоны, с становлением которой связывают свою стратегию развития и Астраханская область, и Объединенная судостроительная корпорация».
Да работа на заводе кипит. За последние годы изменился облик предприятия: чистота, порядок, организованность, на работниках опрятная спецодежда и средства индивидуальной защиты. Но тем не менее, время и стоящие перед предприятием задачи диктуют новые требования по привлечению и удержанию персонала: усиление профориентационной работы в школах, разъяснительной и агитационной в колледжах и ВУЗах, индивидуального подхода на предприятиях.
«Сегодня рабочие, инженеры и управленцы судостроительной отрасли востребованы и в Астрахани, и в других регионах страны – констатирует председатель Промышленного профсоюза – поэтому, чтобы изменить кадровую динамику нужно создавать условия на предприятии, активнее работать с профсоюзной организацией, участвовать в социальных проектах. А самое главное изменить отношение к людям, научиться уважать человека труда».
Но есть же в отрасли, даже в Астрахани положительные примеры. Так на АО «АСПО» только за август принято более ста рабочих основных производственных специальностей. В чем разница?
«Именно в отношении – отвечает председатель профсоюза. На обоих предприятиях действуют коллективные договоры. На АСПО, по колдоговору, на спортивно-оздоровительную, культурно-массовую и досуговую работу выделяют 1% от фонда оплаты труда, а на Лотосе на те же цели определено 0,3%, но по факту не выделяют ничего, так как эти аспекты работы у работодателя не в приоритете. Возникающие на АСПО спорные вопросы решаются путем переговоров и консультаций, на Лотосе через Государственную инспекцию труда и суд. Полагаю, нужно менять приоритеты и поворачиваться к коллективу лицом, это необходимое условие повышения конкурентоспособности предприятия».
Но на Лотосе тоже есть социальные проекты, к примеру недавно объявлен конкурс «Построй корабль будущего», активизировались публикации в «Вестнике судостроителя».
«Да положительные тенденции на лицо, но предпочтительнее социальные проекты проводить не через администрацию, а через работников, представленных профсоюзной организацией. На АСПО ведь спартакиады, праздники, социальные проекты типа «Первоклассник» и «Ветеран» проводит не директорат, а профком. Это же аксиома ведения общественной работы на предприятии, что при организации мероприятий через профком, они выходят и дешевле и со значительно большей отдачей, чем по инициативе и руководстве работодателя. Причем при организации общественной работы через администрацию результат часто бывает вообще отрицательным. Так что тут не нужно изобретать велосипед или выдумывать «иной путь». Нужно просто выполнять свои обязательства, уважать своих работников и доверять им – резюмировал Владимир Босов».
Беседу на АО «ССЗ «Лотос» вел корреспондент газеты «Вестник судостроителя» Семен Семенов.