Совет директоров ОСК утвердил стратегию развития корпорации до 2036 года
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Совет директоров ОСК утвердил стратегию развития корпорации до 2036 года

Совет директоров ОСК утвердил стратегию развития корпорации до 2036 года

Потенциальный спрос на гражданские суда более чем вдвое превышает возможности российских верфей

Потребность гражданских заказчиков в судах в 2025–2036 гг. составит 2300 единиц, следует из материалов Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) к долгосрочной стратегии компании, утвержденной в начале этого года. «Ведомости» ознакомились с документом.

О том, что стратегия до 2036 г. утверждена советом директоров, говорил 23 января заместитель гендиректора ОСК Андрей Бузинов в Санкт-Петербурге на выездном совещании у Николая Патрушева, помощника президента России. Топ-менеджер, в частности, отмечал, что документ устанавливает ключевые приоритеты по производству военной и гражданской техники в этот период.

С 2011 по 2022 г. предприятия корпорации, как следует из материалов компании, выпустили лишь 201 гражданское судно. Таким образом, при сохранении «исторического темпа» производства, по словам Бузинова, до 2036 г. российские верфи смогут выпустить всего 200–250 судов. По его словам, в новой стратегии ОСК ставится задача увеличить объем производства в 2–3 раза – до 600–750 единиц. «Дополнительный резерв скрывается в переходе на серийное производство. Его расширение может помочь достичь цели в 1000 судов к 2036 г.», – пояснял он.

Это значение в целом соответствует видению Минпромторга в части перспективного плана заказов на продукцию отечественного судостроения. По состоянию на первую половину 2023 г. этот план предполагал выпуск 985 судов, включая 153 средне- и крупнотоннажных. «Ведомости» направили запрос в министерство.

Конечный объем производства судов и морской техники в рамках периода планирования будет зависеть от масштабов господдержки отрасли, следует из материалов ОСК. Среди ключевых целей до 2036 г. в документе также обозначен рост выручки компании в 3–5 раз. По итогам 2023 г. (последние доступные данные) ее выручка по МСФО составила 400 млрд руб.

Сложившуюся бизнес-модель в судостроении можно назвать планово убыточной, сказал представитель ОСК «Ведомостям», ссылаясь на итоги аудита корпорации и оценок отрасли. Верфи, как головные исполнители контрактов, принимают на себя все риски, связанные с кооперацией поставщиков, отмечает собеседник. С учетом высоких издержек на содержание инфраструктуры любой срыв поставок приводит к сокращению рентабельности и переносу сдачи заказов, объясняет он. При этом добавленная стоимость продукции верфей, по словам собеседника, составляет 20–30% по сравнению с 50% у поставщиков.

В новой стратегии корпорация видит два возможных сценария своего развития. Первый называется «Казенное судостроение» и предполагает концентрацию усилий ОСК на выполнении госзаказа, минимизации убытков и сокращении количества верфей, следует из материалов. Второй – «Судостроение 4.0» – предполагает освоение выпуска предприятиями ОСК судового комплектующего оборудования, полную цифровизацию процесса кораблестроения, создание новой среднетоннажной верфи и фокус менеджмента на рентабельности. 

Приоритетом для менеджмента корпорации является реализация второго сценария, который обеспечит удовлетворение требований заказчиков по цене, качеству, срокам, а также рентабельность для группы ОСК, следует из материалов компании. 

Сейчас на верфях компании строится около 120 судов разных типов, говорил в конце января гендиректор ОСК Андрей Пучков на встрече с премьером Михаилом Мишустиным. По его словам, ОСК сосредоточилась на развитии мощностей в двух регионах – в Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке. Общий объем необходимых вложений в модернизацию верфей глава ВТБ Андрей Костин оценивал в 500–750 млрд руб. Госбанк получил ОСК во временное управление в августе 2023 г. 

Не менее чем в 100 млрд руб. обойдется модернизация сейчас преимущественно военной «Северной верфи» в Петербурге («Ведомости» писали об этом 4 декабря). Еще около 15 млрд руб. будет стоить обновление «Адмиралтейских верфей», чтобы одновременно строить там по несколько танкеров типа Aframax дедвейтом 80 000–120 000 т. 

Кроме того, компания прорабатывает вопрос строительства новой верфи на берегу Уссурийского залива в черте Владивостока. Производительность предприятия должна составить 12 судов в год, включая балкеры и танкеры дедвейтом до 80 000 т, контейнеровозы до 6000 TEU (20-футовый эквивалент), а также газовозы до 170 000 куб. м. Стоимость ее строительства Костин оценивал в $5 млрд. 

При этом находящийся на Дальнем Востоке (поселок Большой Камень) судостроительный комплекс «Звезда» может войти в периметр ОСК. Переговоры об этом в 2024 г. начали «Роснефть» и ВТБ соответственно, управляющие этими активами (см. публикацию «Ведомостей» от 8 ноября). 

Цель ОСК по строительству даже 600–750 судов до конца 2036 г. выглядит «супероптимистично», считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Компании предстоит решить много задач для повышения конкурентоспособности, которая пока остается низкой по сравнению с китайскими верфями, поясняет он. 

По мнению эксперта, больше других к расширению мощностей готовы площадки ОСК в Петербурге, которые обеспечены кадрами и имеют поддержку расположенных в городе производителей комплектующего оборудования. Бурмистров обращает внимание, что темпы строительства ледоколов проекта 22220 выросли в 1,5 раза после их выхода в серию (на данный момент сдано четыре серийных судна). 

Ожидание спроса на суда объясняется необходимостью полного замещения иностранного флота, «выпавшего» с российского рынка, полагает директор по развитию агентства «Портньюс» Надежда Малышева. Но в случае реализации спроса в некоторых сегментах, таких как сложные суда для перевозки негабаритов или для дноуглубления, могут возникать простои (интенсивность использования будет низкой. – «Ведомости») и встанет вопрос об их окупаемости, полагает эксперт.

Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2025/02/04/1089999-sovet-direktorov-osk-utverdil-strategiyu-razvitiya?from=copy_text

Анекдот от профсоюза

"В горе и в радости, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит нас". Красивые слова, но можно мне другой трудовой договор?