В Госдуме прошло обсуждение проекта федерального бюджета на 2026-2028 годы, в центре которого оказались его социальные параметры. Несмотря на заявления властей о приоритете социальной сферы, конкретные механизмы и вектор экономического «динамизма» остаются размытыми.
Консервативный прогноз и туманные цели
Минфин, представляя проект, основывается на достаточно сдержанных макроэкономических прогнозах: рост ВВП в 2026 году на 1,3%, цена на нефть Urals — $59 за баррель, курс доллара — 92 рубля. Чиновники пообещали «добиваться большего динамизма в экономике», но при этом подчеркнули, что бюджет должен быть «готов к любому развитию событий». Эта расплывчатая формулировка позволяет трактовать любой результат — как положительный, так и отрицательный — как достижение цели.
В числе ключевых приоритетов бюджета заявлены:
-
Выполнение социальных обязательств.
-
Обеспечение обороны и безопасности, поддержка семей участников СВО.
-
Достижение национальных целей развития.
Фактически, второй и третий пункты также носят социальный характер, что подтверждается содержанием соответствующего указа президента.
Бюджетные параметры и позитивные сигналы
Доходы и расходы бюджета запланированы с дефицитом около 1,4% ВВП, что, по словам чиновников, обеспечит устойчивое развитие. К позитивным новостям можно отнести:
-
Повышение МРОТ с 1 января 2026 года на 20,7% — до 27 093 рублей.
-
Рост прожиточного минимума на 6,8% — до 18 939 рублей.
-
Прогнозируемое увеличение средних зарплат по стране на 7,6%, что должно опередить инфляцию.
Противоречия в цифрах и риски исполнения
Общая картина осложняется расхождениями в данных разных ведомств. Замминистра финансов Павел Кадочников заявил о социальных расходах, превышающих 7 трлн рублей, в то время как министр труда Антон Котяков ранее указывал сумму свыше 19 трлн. Объяснение этому простое: 19 трлн — это общий объем социального блока, включая пенсии и выплаты из Социального фонда, а 7 трлн, видимо, относятся к narrower кругу статей.
Счетная палата указала на конкретные недостатки в работе Минтруда. В частности, программа компенсации работодателям за создание рабочих мест для инвалидов в 2025 году исполнена лишь на 1,6%. Также выявлены необоснованные бюджетные запросы, например, на 300 млн рублей для капремонта учреждений медико-социальной экспертизы без необходимых документов.
Вопросы без ответов
Некоторые заявленные показатели вызывают вопросы об их реальном значении. Так, рост доли граждан, охваченных системой долговременного ухода, может говорить как об улучшении работы госслужб, так и о росте числа нуждающихся в такой помощи. А целевой показатель в 67% для доли граждан, считающих рабочие профессии престижными, ставит под сомнение методику замера: будет ли он основан на опросах или на реальной ситуации на рынке труда с достойными зарплатами.
Вывод
Таким образом, социальные параметры бюджета выглядят скорее как набор осторожных прогнозов и благих намерений. Заявления о «динамизме» и «устойчивости» пока не подкреплены четкими механизмами их достижения, а в отчетах ведомств прослеживаются противоречия и признаки неэффективного расходования средств.





