Счетная палата РФ (СП) указала на отсутствие в федеральном проекте «Профессионалитет» точного учета числа студентов, которые обучаются именно в его рамках. Ведомство считает, что это не позволяет объективно оценить эффективность проекта. Минпросвещения, в свою очередь, называет «Профессионалитет» экспериментом и заявляет, что ведет собственный мониторинг ключевых показателей.
В чем проблема с подсчетом?
По данным СП, в «Профессионалитете» используется показатель «Численность обучающихся в образовательных организациях, реализующих программы профессионалитета». Однако он учитывает всех студентов колледжей и техникумов, где есть такие программы, а не только тех, кто учится непосредственно в рамках федерального проекта. В эту цифру попадают и студенты «непрофильных» для проекта специальностей.
Показатели завышены, а оборудование простаивает
Аудит также показал, что, хотя плановые значения по проекту не просто выполняются, а регулярно перевыполняются на 25% и более, это может говорить о их изначальной заниженности и «недостаточной амбициозности».
Несмотря на превышение планов по оснащению колледжей современным оборудованием, есть проблемы с его использованием. Яркий пример — центр в Нижнем Новгороде, где более половины оборудования на 695 млн рублей, купленного в 2023-2024 годах, до сих не введено в эксплуатацию.
Что предлагают эксперты?
Счетная палата рекомендовала наладить постоянный мониторинг и добавить в формы статотчетности специальные показатели по «Профессионалитету».
Эксперты поддерживают эту идею. По их мнению, для реальной оценки эффективности проекта нужны более качественные показатели, например:
- Доля выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности.
- Уровень удовлетворенности работодателей подготовкой кадров.
- Процент выпускников, которые продолжают работать на предприятии спустя год.
- Качество переподготовки педагогов.
Для сбора такой информации регионам может потребоваться дополнительная методическая и финансовая поддержка из федерального центра.
Позиция Минпросвещения
В министерстве подчеркивают, что «Профессионалитет» — это экспериментальный проект, и все его задачи не только достигнуты, но и перевыполнены. Отсутствие отдельных граф в статотчетности (форм СПО-1 и СПО-2) компенсируется внутренними оперативными мониторингами, которые, по словам представителя ведомства, позволяют оценить и качество подготовки, и уровень трудоустройства выпускников, и состояние материальной базы.
Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2025/10/10/1145773-schetnaya-palata-ukazala-na-otsutstvie-ucheta-studentov?from=copy_text





