По выводам аудиторов, размер субсидии, предоставленной "Росморпорту" из федерального бюджета, превысил фактическую потребность предприятия в допфинансировании на 568,9 млн рублей.
"Проведенные "Росморпортом" дноуглубительные работы способствовали повышению уровня судоходства на канале. В 2023 году количество прошедших по каналу судов выросло на 17,4 % по сравнению с 2022 годом, а валовая вместимость судов увеличилась на 38,6%. За четыре месяца 2024 года соответствующие показатели также выросли – на 53 и 42 %", – привел на Коллегии цифры аудитор Валерий Богомолов.
В то же время проверка показала, что фактические глубины в акваториях ряда причалов морских портов Астрахань и Оля, расположенных в речной части канала, не соответствуют параметрам глубин и осадки судов, достигнутых по результатам его углубления. Соответствующие работы там не проводились.
"Это является сдерживающим фактором для дальнейшего развития судоходства на канале", – подчеркнул Валерий Богомолов.
Реализация дноуглубительных работ на канале осуществлялась в рамках федерального проекта "Развитие инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта". Общий объем финансирования был установлен в размере 4,7 млрд рублей, из них 2,1 млрд рублей – это субсидия из федерального бюджета и 2,6 млрд рублей – собственные средства предприятия. При этом проверка показала, что на стадии обоснования потребности в бюджетном софинансировании у предприятия уже были запланированы расходы за счет собственных средств (3,2 млрд рублей) на оплату дноуглубительных работ на канале в объеме 7,15 млн куб. м. В результате размер субсидии, предоставленной "Росморпорту" из федерального бюджета, превысил фактическую потребность предприятия в допфинансировании на 568,9 млн рублей.
"Это позволило предприятию оптимизировать собственные расходы на реализацию мероприятия федерального проекта. Фактические расходы на дноуглубление канала по итогам 2023 года составили 4,1 млрд рублей, в том числе 2,1 млрд рублей за счет субсидии и 2 млрд – за счет средств предприятия", - заявил аудитор СП Валерий Богомолов.
Согласно расчетам Счетной палаты, фактически достигнутое предприятием значение результата предоставления субсидии в 2023 году составило 4,08 млн куб. м. Это на 797 тыс. куб. м меньше результата, установленного Правилами предоставления субсидии (4,885 млн куб. м), и на 1,884 млн куб. м меньше значения, отраженного в отчете Росморпорта – 5 972 тыс. куб. м. Таким образом, исходя из Правил предоставления субсидии предприятию подлежит вернуть в федеральный бюджет 333,3 млн рублей (расчетно).
В 2024 году на проведение дальнейших работ по дноуглублению канала (в объеме 98 млн куб. м) для поддержания навигационных глубин, достигнутых в 2023 году, запланировано 5,1 млрд рублей. При этом за четыре месяца 2024 года утвержденные расходы на дноуглубление в объеме 419,1 млн рублей исполнены только на 13,6% (56,9 млн рублей), сообщает Счетная палата РФ.
"Недостаточный уровень организации работ по поддержанию уровня проходной осадки судов влечет риски повторного возникновения лимитирующих участков на канале, устраненных по итогам дноуглубительных работ в 2023 году", - обратил внимание Валерий Богомолов.
В ходе проверки Счетная палата также обратила внимание, что стоимость дноуглубительных работ, проводимых силами собственного флота предприятия (199,9 руб. за 1 куб. м) значительно меньше стоимости аналогичных работ, осуществляемых сторонними организациями, привлекаемыми Росморпортом (от 550 до 800 руб. за 1 куб. м). При этом земснаряд "Донской-301", переданный предприятию в 2022 году для проведения работ по углублению канала, в 2023 году к указанным работам не привлекался.
По итогам проверки Счетная палата предложила Росморречфлоту провести проверку эффективности использования субсидии, выделенной Росморпорту на осуществление дноуглубительных работ, и в случае установления фактов недостижения установленного результата направить предприятию требование о возврате в федеральный бюджет субсидии в соответствующем размере.
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ»