Пока в мире еще не было одобрено ни одного лекарства, созданного с помощью нейросетей
Ведомости от 13.12.24
В I квартале 2025 г. «Сбер» совместно с Институтом искусственного интеллекта AIRI (принадлежит «Сберу») создадут центр, который займется разработкой лекарственных препаратов с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Об этом на конференции AI Journey рассказал старший вице-президент, руководитель блока «Технологическое развитие» Сбербанка Андрей Белевцев. В частности, центр сфокусируется на поиске лекарственных молекул, уточнил представитель «Сбера».
«В рамках стратегии центра планируется поиск биологических мишеней с привлечением фармацевтических компаний-партнеров, генерация новых молекул, валидация и доклинические исследования. Стартовыми направлениями центра станут работы по поиску лекарственных молекул для терапии онкологии и болезни Альцгеймера, а также для борьбы с диабетом и ожирением», – рассказал «Ведомостям» Белевцев.
Создаваемый центр планирует сфокусироваться на изучении возможностей для создания оригинальных препаратов, говорит руководитель научной группы «ИИ в науках о жизни» Института AIRI Артур Кадурин. При этом сам центр не будет производить лекарства, он сосредоточится на поиске новых молекул и доклинических исследованиях, которые покажут, что полученные решения эффективны и могут перейти в фазу клинических испытаний, отметил он.
Кадурин уточнил, что синтез препаратов планируется проводить на стороне партнеров из числа российских фармакологических компаний. «Наша ключевая задача сейчас найти максимальное количество партнеров», – добавил он. Конкретные компании Кадурин не назвал.
У банка уже есть совместные проекты с фармкомпаниями. Например, с «Р-фармом» «Сбер» работает над проектом, позволяющим существенно снижать сроки разработки препаратов – в том числе для лечения меланомы, рака легких, рака почки, лимфомы и др., рассказал директор по стратегическому маркетингу и развитию портфеля продуктов «Р-фарма» Андрей Бурков. «В этом году мы реализуем пилотный проект по совместной разработке биологического препарата для лечения ряда онкологических заболеваний. В планах расширение сотрудничества, включение в разработку не только биологических препаратов, но и малых молекул», – уточнил собеседник. Какая именно роль у «Сбера» в этом проекте, Бурков не уточнил. «Ведомости» обратились за уточнением в «Сбер».
В России есть несколько компаний, занимающихся разработкой лекарств с помощью ИИ, например Ligand Pro, которая использует ИИ для ранней разработки лекарств, и ГК «Герофарм», ранее специализировавшаяся на производстве инсулина, говорит руководитель отдела научных коммуникаций Genotek Екатерина Суркова.
Использование ИИ в разработке лекарств позволяет значительно сократить время и затраты на создание новых препаратов, говорит сооснователь Brainphone, эксперт отраслевого клуба «ИИ в здравоохранении» Альянса в сфере ИИ Диана Хасанова. Например, продолжает она, традиционный процесс разработки может занимать 10–15 лет и стоить миллиарды долларов, тогда как применение ИИ может сократить эти сроки на 25–50%, что также повлияет на конечную стоимость разработки препаратов.
Несмотря на то что ИИ позволяет значительно ускорить процесс создания новых препаратов, используется он лишь на начальном этапе исследований и разработки, так как не может заменить клинические исследования и процесс сертифицирования, подчеркивает замдиректора Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных» на базе МГУ Тимофей Воронин. Высокую стоимость технологий ИИ, используемых в фармакологии, обуславливает тот факт, что в настоящее время даже на мировом рынке нет значительного количества компаний, использующих ИИ для разработки лекарственных препаратов.
Большинство компаний переходят на ИИ в разработке лекарств с целью сокращения времени этой разработки на первом этапе, подтверждает Суркова. С помощью ИИ исследователи могут быстро проверить большое количество соединений, чтобы определить те из них, которые, скорее всего, будут эффективны в качестве лекарств, уточняет она. Модели глубокого обучения помогают выявлять новые биологические мишени для лекарств, а также прогнозировать эффективность и безопасность препаратов, говорит директор по науке Genotek, эксперт отраслевого клуба «ИИ в здравоохранении» Альянса в сфере ИИ Александр Ракитько.
Например, Нобелевская премия по химии в 2024 г. была вручена за разработку нейросети AlphaFold, которая позволяет предсказывать пространственные структуры белков, что имеет огромное значение для разработки новых лекарств, отметил Ракитько.
Но, как и у любой технологии, в применении ИИ в фармакологической отрасли существуют свои минусы, говорит Хасанова. Во-первых, это высокие первоначальные затраты на обучение алгоритмов и оборудование. Во-вторых, возникает сложность в этических вопросах, продолжает она, существует необходимость соблюдения строгих регуляторных стандартов, которые пока не включают в себя новейшие технологии, что может замедлить внедрение. Воронин в числе минусов также назвал высокие затраты на обучение нейросетей и настройку.
Кроме того, по словам Сурковой, в мире еще не было одобрено ни одного лекарства, созданного с помощью ИИ, потому что испытания на животных (доклинические исследования) и на людях (клинические испытания) проводятся по тем же протоколам, которые занимают несколько лет. Воронин добавил, что до клинических испытаний были допущены лишь два лекарства – от идиопатического легочного фиброза от китайского разработчика Insilico Medicine и для лечения обсессивно-компульсивного расстройства, разработанное английской компанией Exscientia и японской Sumitomo Dainippon Pharma. Однако разработка второго препарата прекратилась уже после первой фазы испытаний, уточнил эксперт.