ТОЧКА ЗРЕНИЯ: С какой моделью Россия вступила в глобальную «гонку за суверенитет»
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: С какой моделью Россия вступила в глобальную «гонку за суверенитет»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: С какой моделью Россия вступила в глобальную «гонку за суверенитет»

Путин на ПМЭФе рассказал о ходе структурной трансформации экономики

Ведомости от 10.06.24

Президент Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 2024 г. подвел первые итоги работы модели экономического развития России, которую он представил годом ранее, – построения суверенной экономики, основанной на росте предложения. Она доказывает свою эффективность, о чем свидетельствуют такие показатели, как рост ВВП. Путин впервые четко обозначил, что власти, начав с базиса – экономической части, сформируют целостную конструкцию, которая будет включать и этические ориентиры: «<...> между странами наметилась настоящая гонка за укрепление своего суверенитета, причем на трех ключевых уровнях: государственном, ценностно-культурном и экономическом». Выступление президента было посвящено прежде всего экономике. Центральной темой его доклада стала ее структурная трансформация.

10 приоритетов

«Формат форума позволяет сделать акцент именно на экономической повестке нашего развития, на тех качественных, структурных изменениях, которые идут в нашей стране и которые мы намерены активно, целевым образом поддерживать», – начал свое выступление президент. Он обозначил 10 направлений структурной трансформации: внешняя торговля, рост ВВП, рынок труда, эффективность экономики, платформенная революция, форсированное насыщение отраслей современными технологиями и инновациями, усиление роли малого бизнеса, раскрытие потенциала регионов, снижение бедности, повышение качества жизни российских семей.

По каждому из направлений полным ходом уже идет структурная трансформация. Власти будут целевым образом поддерживать эти изменения и «объединять вокруг них финансовые, кадровые, организационные ресурсы <...> реализовывать национальные проекты», отметил президент.

Например, ключевые изменения по первому направлению трансформации, внешней торговли, – рост оборотов со странами, не входящими в западную коалицию. По оценке президента, торговля со странами Азии выросла на 60% с 2020 по 2023 г., Ближнего Востока – в 2 раза, Африки – на 69%, Латинской Америки – на 42%. Главные подходы к поддержке изменений – это, с одной стороны, предложение дружественным государствам равноправного партнерства, с другой – инвестиции в транспортную и расчетную инфраструктуру. Россия предлагает «полноформатные технологические и промышленные партнерства, включая обеспечение полного жизненного цикла товаров и услуг с подготовкой национальных кадров, локализацией производств, инжиниринговым сопровождением, техническим сервисом, страхованием и т. д.», подчеркнул президент. Для ускорения трансформации будут расширены, например, мощности Восточного полигона, Северного морского пути, коридора Север – Юг. Кроме логистической особое внимание будет уделяться развитию трансграничной платежной инфраструктуры на базе нацвалют, а также независимой платежной системы по линии БРИКС, которая пока формируется.

Ключевым драйвером для второго направления структурной трансформации – перестройки роста ВВП – станет производство отечественных товаров, конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках. Главный акцент мер поддержки в данном случае – повышение доступности капитала. Среди основных инструментов – докапитализация ВЭБа для расширения проектов Фабрики проектного финансирования, донастройка механизма таксономии приоритетных проектов, компенсация издержек по выходу на IPO, рост долгосрочных сбережений, в том числе через стимулирование корпоративных программ пенсионных накоплений.

С этим направлением тесно связаны другие обозначенные Путиным структурные изменения – рынка труда, развития малого и среднего бизнеса, эффективности экономики, выпуска инновационных товаров. Чтобы экономика была обеспечена специалистами, реализуются такие проекты, как «Профессионалитет», предполагающий в том числе модернизацию материально-технической базы колледжей и техникумов, а также строительство 40 университетских кампусов с передовыми условиями и возможностями для учебы, научной деятельности, проживания и работы. Для роста производительности в России в короткие сроки необходимо внедрить более 100 000 промышленных роботов. Выпуск современных товаров будет организован с помощью новых нацпроектов в сфере технологического суверенитета «по таким ключевым направлениям, как средства производства и автоматизации, новые материалы, химия, перспективные космические сервисы, энергетические технологии и целый ряд других», рассказал Путин.

Еще одно важное направление – равномерность регионального развития экономики и фактически ее децентрализация. «Это новая география развития, создания точек роста в городах, поселках по всей территории страны, возможностей для людей не только в столицах, но и в малых городах, на селе приобрести профессию, найти хорошо оплачиваемую работу или вести свое дело, реализовать себя, жить, воспитывать детей в комфортных, современных условиях», – подчеркнул Путин. Один из главных принципов поддержки – концентрация ресурсов на перспективных точках роста, такой подход предусмотрен в рамках мастер-планов для дальневосточных и арктических регионов. Ключевые инструменты – механизм бюджетных инфраструктурных кредитов, а также новый комплекс мер по вовлечению в экономику неиспользуемых объектов и земель.

9-й и 10-й структурные сдвиги направлены на обеспечение растущего предложения платежеспособным спросом. Первый из них предусматривает снижение бедности, неравенства через рост доходов, второй, который Путин назвал интегральным для остальных направлений, – повышение качества жизни российских семей. В эту часть его выступления вошла одна из главных сенсаций форума – новость о возобновлении после почти 10-летнего перерыва индексации пенсий неработающим пенсионерам со следующего года.

Видимые изменения

Самые заметные структурные изменения происходят во внешнеэкономических отношениях – пока главным образом в торговле, отметил экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. Вероятно, и в области обмена технологиями и привлечения прямых инвестиций Россия хочет, чтобы Китай занял место Европы, что вполне возможно, поскольку потенциал сотрудничества с этой страной раскрыт далеко не полностью, признал он.

В области внутренней экономической политики изменения скорее эволюционные – система целеполагания относительно последовательна и лишь адаптируется к тем ограничениям с точки зрения аллокации ресурсов, которые связаны с ростом геополитической напряженности, добавил он.

Заметным изменением условий для самих компаний становится сужение рынка труда, необходимость привлекать кадры через существенное повышение заработных плат, добавил эксперт объединения экономистов «Новый курс» (New Deal) Даниил Григорьев. Если этот тренд сохранится, то компании будут вынуждены увеличивать инвестиции в повышение производительности труда, а рынок труда в целом станет более мобильным, ожидает он. В целом ведущим ориентиром российской экономической политики является максимально возможное возвращение к «нормальности», полагает он. Речь идет о попытках «нормализации» фискальной и монетарной политики, переориентации потоков импорта и экспорта, точечном импортозамещении там, где это невозможно, пояснил экономист.

Одна из основных тенденций, продолжающихся уже не первый год, – это переход к платформенной экономике, считает научный сотрудник Центра Россия – ОЭСР президентской РАНХиГС Кирилл Черновол. Такой тренд наблюдается по всему миру и в России платформы активно развиваются – например, через платформы рынка труда в настоящее время работает 7–10 млн человек, напомнил он.

Сложно дать исчерпывающее описание желаемого образа нашей экономики в будущем, но три характеристики выделить можно, продолжил первый заместитель генерального директора ЦСР Глеб Покатович. В частности, способность обеспечивать себя всеми критическими технологиями, способность трансформировать их в производство конечной продукции и способность обеспечивать экономику профессиональными кадрами, перечислил эксперт. В целом структурная трансформация – явление инерционное и требуется время, для того чтобы зафиксировать, до какой степени мы в этом продвинулись, резюмировал Покатович.

Возможности трансформации

Главной возможностью последних двух лет для российского бизнеса стало определенное снижение внешней конкуренции, открытие новых ниш при уходе иностранных конкурентов.

Для децентрализации экономики необходимо среди прочего повышение налоговой и бюджетной автономии муниципалитетов, обеспечение их финансовой и административной самостоятельности, расширение перечней вопросов местного значения, а также создание институтов межмуниципального и межрегионального сотрудничества без участия федеральных ведомств, подчеркнул Черновол. Сейчас таких институтов нет, уточнил экономист. В 2023 г. 19,6% инвестиций среднего и крупного бизнеса в основной капитал производилось за счет бюджетных средств, но из них всего 1,1% – за счет местных бюджетов, напомнил он.

Для финансирования структурной перестройки, скорее всего, потребуется больше расходов и дефицита бюджета, отметил экономист, автор Telegram-канала TrueValue Виктор Тунев. В том числе необходимо перенести акцент на укрепление курса рубля в реальном выражении и относительную стабильность номинального курса, добавил он. Экономические правила последних лет концептуальной перестройки не требуют, но, например, может понадобиться корректировка бюджетного правила в части размера структурного дефицита с учетом всех финансовых доходов и расходов, включая расходы на льготное кредитование, считает Тунев. Правила действительно пересматривать не нужно, но есть вопросы, которые давно не обсуждались, такие как реформирование монополий, предложил Исаков. Например, разделение «Газпрома» на добычу и инфраструктуру, РЖД – на инфраструктуру и рынок подвижного состава, отметил экономист.

События последних лет, наоборот, показали, что отход от принципов «макроэкономической стабильности» и «открытости» не только возможен, но и способен приводить к весьма успешным результатам, не согласился Григорьев. Наращивание бюджетных расходов, контроль капитала, альтернативные способы контроля валютного курса, пожалуй, основные составляющие стихийно сложившейся «новой экономической политики», отметил он. Если допустить, что экономические власти решили бы взять этот опыт с собой в будущее, то это означало бы изменение ряда целей и ориентиров, добавил экономист. Например, полноценный отказ от концепции бюджетного правила, краткосрочного таргетирования инфляции через управление ключевой ставкой, пересмотр критериев перегрева экономики и границ потенциального выпуска, необходимого объема валютных резервов, дизайна рынка труда и проч., резюмировал он.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

Утром не хочется идти на работу? Откройте журнал «»Форбс»» и найдите там свою фамилию. Не нашли? Тогда бегом на работу!