Положительная динамика сохранится до конца года, но притормозится
Ведомости от 06.07.23
В июне 2023 г. РЖД увеличила вывоз контейнеров из портов и сухих терминалов Дальнего Востока на 52% до 3100 TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в сутки год к году. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель госкомпании. Он уточнил, что речь идет о вывозе как на фитинговых платформах (специальный подвижной состав для контейнеров), так и в полувагонах.
О росте вывоза контейнеров с Дальнего Востока РЖД также отчиталась 5 июля в своем Telegram-канале. Июньский результат на 4% превышает показатели мая этого года, добавил представитель РЖД. Таким образом, в мае с Дальнего Востока вывозили 2981 TEU в сутки. Данные за полугодие в компании не раскрыли. Но заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило на ПМЭФ-2023 заявил, что компания готова вывозить из портов Дальнего Востока до 4500 TEU в сутки.
По подсчетам Информационного центра операторов (ИЦО; анализирует рынок грузовых вагонов на основе данных железнодорожных операторов), среднесуточный вывоз контейнеров с Дальнего Востока за январь – июнь 2023 г. составил 2350 TEU, что на 55% больше, чем за первое полугодие 2022 г. (1550 TEU в сутки). Всего из портов и терминалов Дальнего Востока было вывезено 428 000 TEU в январе– июне 2023 г. и 277 000 TEU за аналогичный период прошлого года, следует из данных ИЦО.
Директор по продажам контейнерного оператора «Транс синергия» Александр Ахмедов сказал «Ведомостям», что объем импортных перевозок компании через порты Дальнего Востока за первое полугодие увеличился на 20%. По его словам, положительный эффект оказал ввод терминально-логистического центра Люберцы, что позволило увеличить количество отправляемых поездов из Москвы во Владивосток и Хабаровск.
Представитель «РЖД бизнес актив» отметил, что компания в июне 2023 г. увеличила вывоз контейнеров с Дальнего Востока в 4,3 раза в годовом выражении, в первом полугодии – в 2,6 раза. По его словам, этого удалось достичь за счет использования полувагонов, которые прибывают в порты Дальнего Востока с другими видами груза, а обратно загружаются контейнерами.
Такая схема была предложена РЖД в августе 2022 г. и была призвана решить проблему с затовариванием в портах. Оно произошло из-за разбалансировки экспортно-импортных потоков: в страну приезжало больше грузов, чем выезжало. Кроме того, в сентябре 2022 г. Минтранс и РЖД создали штаб по организации вывоза контейнеров из портов Дальнего Востока. В конце сентября РЖД ввела скидку 20,7% на внутрироссийские и импортные перевозки груженых контейнеров в полувагонах с Дальневосточной железной дороги.
К началу 2023 г. дальневосточные порты в целом смогли решить проблему с обработкой контейнеров. На конец января 2023 г. там находилось 102 200 TEU – на 20% меньше, чем в ноябре 2022 г. («Ведомости» писали об этом 2 февраля).
Представитель ГК «Дело» сказал, что сейчас импорт контейнеров растет, но сохраняется дисбаланс экспорта и импорта. «Если объемы ввозимого через порты Дальнего Востока импорта будут расти, это усилит дефицит фитинговых платформ и создаст дополнительную нагрузку на порты», – подчеркнул собеседник. Он уточнил, что в условиях недостатка платформ для увеличения вывоза контейнеров с Дальнего Востока «Трансконтейнер» (входит в ГК «Дело») наращивает отправку поездов с полувагонами. «В июне было отправлено 35 таких поездов», – говорит собеседник.
В первом полугодии 2023 г. с востока страны было отправлено около 50 000 контейнеров в полувагонах, около 75% из них – импорт, говорит руководитель отдела исследований грузоперевозок Института проблем естественных монополий Александр Слободяник. Для сравнения: в сентябре 2022 г. в полувагонах было отправлено около 100 контейнеров, в октябре уже 1500, а в декабре – свыше 8000 контейнеров, уточняет эксперт.
Президент транспортной группы Fesco Аркадий Коростелев на встрече с вице-премьером Юрием Трутневым 5 июля говорил, что сейчас наблюдается тенденция к балансированию грузопотоков на Дальнем Востоке. По его словам, за первую половину 2023 г. грузооборот Владивостокского морского торгового порта (ВМТП, головной актив Fesco) вырос на 7%. За 2022 г. грузооборот порта вырос на 3,7% до 13,4 млн т, контейнерооборот – на 1,4% до 768 057 TEU. «ВМТП сегодня работает с превышением ежегодной мощности в части перевалки контейнерных грузов в среднем на 15%», – добавил Коростелев.
Представитель «Дела» добавил, что дальневосточные порты в мае обработали 185 000 TEU при пиковой нагрузке в 193 000 TEU в октябре 2022 г. (в 2021 г. среднемесячная перевалка составляла 149 000 TEU). По данным Ассоциации морских торговых портов, грузооборот дальневосточных портов в январе – мае составил 99 млн т (+8,5% год к году). Источник «Ведомостей» в крупном стивидоре прогнозирует рост перевалки в дальневосточных портах по итогам года на 8–10% к 2022 г. при сохранении текущей динамики.
По мнению Слободяника, положительная динамика как общего объема перевозки контейнеров, так и отправки их в полувагонах сохранится. «Ближе к концу 2023 г. темпы прироста отправок контейнеров в полувагонах могут сократиться за счет снижения эффекта низкой базы осенне-зимнего периода 2022 г.», – уточняет эксперт. По его мнению, повторение прошлогодней ситуации в портах «при отсутствии форс-мажорных обстоятельств» маловероятно.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что драйверами роста вывоза контейнеров являются увеличение числа маршрутов полувагонов и стабильно высокий спрос на импортные перевозки в направлении дальневосточных портов. Он уверен, что объемы вывоза будут продолжать расти, однако темпы замедлятся к IV кварталу 2023 г.
«Ведомости» направили вопросы контейнерным и железнодорожным операторам и в дальневосточные порты.