Виной тому беспрецедентный кадровый голод и возникшая из-за него «гонка зарплат», жалуются в компании
Ведомости от 20.11.23
На фоне кадрового дефицита в РЖД решили привлекать к труду осужденных к принудительным работам и иностранных граждан. О таких планах заявил на недавнем форуме «Транспорт России» заместитель генерального директора РЖД Дмитрий Шаханов. По его словам, компания уже ведет переговоры со ФСИН и в первую очередь ее интересуют рабочие руки в труднодоступных районах Забайкальского края. С иностранными гражданами все сложнее: есть целый ряд проблем с их привлечением, в том числе они касаются заработной платы, признал Шаханов. «Мы определили потребность конкретно в таких работниках в разрезе конкретных предприятий, начинаем заниматься этим значительно более активно, чем раньше», – отметил он.
Шаханов подчеркнул, что сейчас всей российской промышленности и всем компаниям приходится работать в беспрецедентных условиях. «По-другому, кроме как кадровым голодом, эти процессы не назовешь», – сказал он и добавил, что свободного персонала на рынке нет. В результате главным приоритетом для кадровых подразделений стало именно привлечение новых сотрудников, но крайне сложно привлекать их в условиях, когда Россия оказалась в демографической яме, а ее промышленность, особенно в оборонном секторе, стремительно растет. Начинается гонка заработных плат и это «нужно остановить, причем на государственном уровне», считает Шаханов.
По данным опросов Института Гайдара, на начало III квартала 2023 г. дефицит кадров испытывали 42% российских компаний. В частности, о нем заявили 22% предприятий пищевой промышленности, 32% – химической, 42% – машиностроения. Весь 2023 год в России продолжается рост зарплат. По данным Росстата, за январь – сентябрь реальные зарплаты в России выросли на 7,5%, среднемесячная зарплата составила 70 300 руб.
В условиях всеобщего дефицита кадров и гонки зарплат традиционные методы поиска персонала не всегда годятся. Шаханов отметил, что в РЖД обычно использовали для привлечения и удержания работников такие методы, как изменение корпоративной культуры, повышение оплаты труда, эффективности подбора и обучения персонала, улучшение социальной поддержки. Но нынешняя ситуация вынуждает компанию прибегать к дополнительным и, может быть, нестандартным источникам поиска персонала. Компания в полной мере понимает риски этого источника, но не может отказаться от него в условиях дефицита кадров, сказал он.
Для РЖД это уже не первая попытка привлечь в ряды своих сотрудников осужденных. В 2021 г. подрядчики РЖД привлекали таких работников на стройки Восточного полигона и БАМа. Тогда речь шла о 600–700 осужденных. В этом году представитель РЖД рассказывал «Ведомостям», что сама компания привлекла 86 осужденных на строительство инфраструктуры Восточного полигона, но решила не продолжать эксперимент, потому что ей нужен высококвалифицированный и узкоспециализированный персонал.
Найти сегодня на рынке труда такой персонал – задача не из легких. Глава Минтруда Антон Котяков в одном из своих недавних выступлений сказал, что Минтруд разработал несколько вариантов решения этой проблемы в обозримом будущем. Например, министерство предлагает ввести комплексное прогнозирование спроса на специалистов и детализировать квоты на целевое обучение. 90% квот будет направлено на закрытие потребностей рынка в кадрах. Кроме того, Минтруд считает, что необходимо настроить механизмы, по которым будут удовлетворяться запросы предприятий на наличие у новых сотрудников определенных навыков.
Но на переобучение и выработку новых навыков потребуется время. А пока действенной мерой может стать привлечение на рынок труда тех, кто может работать, но по тем или иным причинам не входит в рабочую силу, рассуждает экономист, автор Telegram-канала «Твердые цифры» Родион Латыпов. Росстат оценивает их число в 15 млн человек – это около 20% от рабочей силы. И в эти 15 млн человек входят в том числе и осужденные к принудительному труду, которых собирается сейчас привлекать в свои ряды РЖД.