Три живовоза будут строиться на Окской судоверфи
Ведомости от 22.01.24
Рыбопромышленная компания «Русский краб» расторгла с Онежским судостроительно-судоремонтным заводом (ССЗ; контролируется подведомственным Минтрансу ФГУП «Росморпорт») контракты на строительство краболовных судов. Об этом рассказали «Ведомостям» четыре источника на судостроительных предприятиях, в рыболовных компаниях, а также собеседник в промышленности. По их словам, речь идет о трех краболовах, контракты прекратили действие еще в 2023 г.
«Русский краб» перенес строительство на расположенную в Нижегородской области Окскую судоверфь (в декабре, по данным «Коммерсанта», Fletcher Group Владимира Лисина продала этот завод бывшему председателю совета директоров «Совфрахта» Александру Иванову), говорят источники «Ведомостей». Ранее официально сообщалось о передаче заказчику лишь одного краболова – головного судна «Капитан Александров» с Онежского ССЗ (вышло в первый рейс в ноябре 2023 г.).
Источник «Ведомостей» на одном из судостроительных заводов утверждает, что Онежский ССЗ не успел закупить оборудование под большую часть будущих краболовов до введения санкций в 2022 г., которые закрыли возможности для приобретения западного оборудования. Как уточняет собеседник в промышленности, после введения антироссийских санкций вносились изменения в проект в части судового оборудования: «А это влечет перерасчеты, перепроектирование и только потом заказ нового оборудования».
Все это в совокупности серьезно затягивало время спуска кораблей на воду Онежским ССЗ, отмечает собеседник. Чтобы уложиться в график и построить корабли вовремя, к 2025 г., «Русский краб» перенес заказы на Окскую судоверфь, которая была готова к выполнению задач, причем цена не менялась (1,6 млрд руб. за судно), утверждает источник.
Всего «Русский краб» в начале 2020 г. разместил заказы на строительство 10 краболовов проекта 5712 нидерландской компании Damen общей стоимостью 15 млрд руб. на Онежском ССЗ и Окской судоверфи. Из этих судов семь живовозов (суда для перевозки живого краба – наиболее востребованного экспортного продукта) должен был построить Онежский ССЗ, три судна с перерабатывающей фабрикой на борту – Окская судоверфь. Рыбопромышленники должны были получить все суда серии до конца 2024 г. Оставшиеся три краболова будут достроены на Онежском ССЗ, утверждает собеседник «Ведомостей», близкий к верфи.
В «Русском крабе» отказались от комментариев. Представитель Росрыболовства говорит, что ведомство не является участником отношений между заказчиками и судостроителями. По вопросу строительства судов он рекомендовал обратиться в Минпромторг. «Ведомости» направили запросы в «Росморпорт», Росморречфлот и Минпромторг.
Еще в октябре 2023 г. гендиректор и совладелец «Русского краба» Александр Сапожников говорил в интервью «Ведомостям» (см. номер от 9 октября 2023 г.), что «все краболовы строятся». «Во-первых, не хочется лишаться квот [на вылов]; во-вторых, возникшие проблемы решению поддаются и мы их решаем. Мы вовремя переориентировались на поиск альтернативного оборудования, в частности двигателей, в Китае и других дружественных странах», – сказал он.
Тогда же он сказал, что «инвестиционные обязательства по строительству судов» – это «мера <...> требующая дополнительной проработки». Речь идет о «квотах под киль», т. е. договорах с государством, по которым рыбопромышленная компания должна построить в России новое рыболовное судно или перерабатывающие мощности. В обмен на эти инвестиции правительство выделяет квоты на вылов морских биоресурсов. Первый этап «квот под киль» стартовал в конце 2010-х гг., второй – в 2023-м.
На крабовых аукционах 2019 г. предприятия «Пасифик краб», «Камчатка краб» и «Атлантик краб» (контролируются «Русским крабом») выиграли 10 лотов на 15 лет на право добычи разных видов краба объемом 10 500 т ежегодно. За квоты «Русский краб» заплатил тогда в бюджет 38 млрд руб. Общая квота группы на 2023 г. составляла 11 820 т, компания называет себя крупнейшим крабодобытчиком на Дальнем Востоке. Во флоте группы – 40 краболовов, из которых большая часть приобретена на вторичном рынке.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что перенос стройки с одних верфей на другие «становится тенденцией». Заказчики стараются получить максимальный контроль над строительством судов, которым требуется серьезное перепроектирование, указывает эксперт. В итоге, по его словам, строительство переносится на аффилированные с заказчиком верфи либо на верфи, которые готовы предоставить «максимальные возможности по организации процесса».