Российские верфи в 2025 году построят 13 судов в рамках программы квот под киль
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Российские верфи в 2025 году построят 13 судов в рамках программы квот под киль

Российские верфи в 2025 году построят 13 судов в рамках программы квот под киль

Отрасль начинает реализовывать накопленный эффект от переноса сроков сдачи техники

Отечественные предприятия к началу 2025 г. передали заказчикам в общей сложности 37 судов в рамках реализации первого этапа программы инвестиционных квот, или так называемых квот под киль. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель Минпромторга. Из них 15 единиц пришлось на краболовов и 22 – на рыбопромысловые суда. Еще один краболов был передан инвестору в рамках второго этапа программы.

В 2025 г. верфи передадут рыбопромышленникам 13 судов – пять рыбопромысловых и восемь краболовов, уточнил представитель ведомства. Схожие данные приводят в Росрыболовстве. До конца года инвесторы получат более 12 судов, сказал «Ведомостям» представитель ведомства.

Основная часть судов в рамках программы инвестквот в этом году будет выпущена предприятиями Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). На них придется восемь единиц техники против шести в 2024 г., сообщил представитель ОСК. Таким образом, к 2026 г. рыбопромышленники пополнят флот 50 судами российского производства с момента запуска квот под киль в 2017 г.

Пока наибольший годовой объем выпуска рыболовецких траулеров и краболовов с тех пор пришелся на 2024 г. В прошлом году рыбопромышленники получили 16 судов. Для сравнения: в 2023 г. верфи передали инвесторам 10 единиц, а за период 2019–2022 гг. – всего 11.

Программа предполагает распределение 20% квот на вылов водных биоресурсов в рамках аукционов. Рыбопромышленники, получающие лот, обязуются построить перерабатывающий завод в России или промысловое судно на отечественной верфи, а Росрыболовство за это выдает разрешение на вылов.

Распределение квот под киль формально разделено на два этапа: первый начался в 2017 г., второй запущен в 2023 г. Изначально вся программа инвестквот была рассчитана на 15 лет. На текущий момент ожидается, что в 2027 г. инвесторы получат последние суда, еще строящиеся в рамках первого этапа. Всего в рамках программы были заключены контракты на строительство 64 рыбопромысловых судов и 41 краболова в общей сложности на 270 млрд руб.

Изначально срок строительства судна после заключения контракта с инвестором в рамках программы инвестквот был установлен на уровне пяти лет. Позднее этот срок был продлен на три года: сначала из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, потом – из-за санкций и последовавших сложностей в работе с иностранными поставщиками судового комплектующего оборудования.

Например, прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» уже почти на два года задерживает сдачу большого морозильного траулера «Виктор Гаврилов» для «Рыболовецкого колхоза им. Ленина». Это крупнейшее рыбопромысловое судно (121 м в длину), которое строится сейчас в России.

Изначально траулер стоимостью 7 млрд руб. должен был быть передан заказчику в 2023 г., но весной «Янтарь» потребовал увеличить цену контракта на 1,2 млрд руб. из-за необходимости частичного проектирования, а затем перенес срок сдачи судна – сначала на 2024 г., а потом на октябрь 2025 г. В начале этого года «Виктор Гаврилов» был спущен на воду и сейчас достраивается у набережной завода.

Один из крупнейших инвесторов по программе квот под киль, Русская рыбопромышленная компания (РРПК), планирует получить в конце 2025 г. два супертраулера проекта СТ-192 – «Капитан Юнак» и «Механик Щербаков», сказал «Ведомостям» представитель компании. РРПК строит серию из 10 траулеров общей стоимостью около 100 млрд руб. на Адмиралтейских верфях (входят в ОСК). Из них четыре судна уже работают в Дальневосточном бассейне. В РРПК полагают, что совместная работа с верфью позволит избежать задержек по строительству.

Владелец крупнейшего на Дальнем Востоке объема квот на добычу краба ГК «Русский краб» планирует до конца 2025 г. получить три судна, говорит заместитель гендиректора по строительству флота компании Дмитрий Сапов.

В их числе краболов-процессор «Капитан Сковпен», который завершает серию заказанных на Окской верфи судов для переработки краба на борту, отметил собеседник.

Еще два краболова-живовоза, предназначенных для добычи и перевозки живого краба, в 2025 г. компания планирует получить от Онежского судостроительно-судоремонтного завода. Ранее РРПК, чтобы уложиться в сроки, договорилась о переносе строительства трех краболовов с Онежского завода на Окскую верфь, которая теперь выполняет основной объем ее заказа. Всего компания заказала 16 судов на 40 млрд руб. Сейчас задержек по срокам их сдачи не ожидается, добавил топ-менеджер.

Успешные итоги 2024 г. в значительной степени объясняются «эффектом накопленного переноса сроков» сдачи судов, полагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В результате в ближайшие два года – 2026–2027 гг. – заказчикам будет передано совокупно более 30 судов, прогнозирует он.

Основные проекты уже вышли на серийное строительство, а ключевые вопросы с адаптацией проектов к российским реалиям решены, полагает директор по развитию «Портньюс» Надежда Малышева. Объективных причин задерживать строительство на данный момент нет, считает она.

Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2025/02/13/1091847-rossiiskie-verfi-postroyat-13-sudov?from=copy_text

Анекдот от профсоюза

Это была хорошая неделя - за пять рабочих дней хотелось уволиться только три раза.