ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Россия удерживает лидерство по темпам снижения смертности в ДТП
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Россия удерживает лидерство по темпам снижения смертности в ДТП

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Россия удерживает лидерство по темпам снижения смертности в ДТП

Чтобы повышать безопасность и далее, нужно улучшать состояние дорог и остановить старение автопарка

Ведомости от 01.10.24

Число погибших в ДТП в России за последние 10 лет снизилось на 52%. Страна по темпам падения смертности на дорогах оказалась на 2-м месте среди 52 крупнейших экономик мира, следует из данных ВОЗ и ОЭСР, которые изучили «Ведомости». Если в 2013 г. на дорогах России погибло, по статистике ВОЗ, 28 935 человек, то в 2023 г., по данным Росстата, – 14 504. Относительно численности населения смертность в ДТП упала с 20,7 до 9,9 на 100 000 человек.

Лидером по снижению смертности в ДТП оказались ОАЭ, где смертность сократилась на 66%, а замыкают пятерку Норвегия, Южная Корея и Саудовская Аравия, где показатели также упали почти в 2 раза.

России предстоит еще догонять страны с самыми безопасными дорогами. В лидерах статистики тут были Гонконг и Норвегия, где в ДТП в год гибнет менее 2 человек на 100 000 человек. Но Москва, где показатель упал до уровня 2,3 погибшего на 100 000 населения, уже обгоняет такие мегаполисы, как Нью-Йорк и Пекин.

Одними из главных факторов падения смертности считаются улучшение качества дорог и рост безопасности автомобилей, снижение пьянства за рулем, обустройство дорог, в частности увеличение числа светофоров, фонарей, камер.

Но позитивная тенденция в России переломилась в 2023 г., когда смертность в ДТП вновь начала расти. Например, в январе – августе 2024 г. на российских дорогах погибло 8967 человек – на 2,1% больше, чем за тот же период 2023 г. (8785 случаев), и на 3% больше, чем в первые восемь месяцев 2022 г. (8706 случаев), следует из данных Росстата. Какие факторы на это повлияли, разбирались «Ведомости».

Дороги без опасности

В деле повышения безопасности на дорогах России удалось достичь впечатляющих успехов. За последние 30 лет смертность в ДТП относительно численности населения (также этот показатель называют уровнем социального риска) упала в 3 раза, а относительно числа автомобилей – в 11 раз. При этом количество погибших в ДТП снижалось в первой половине 1990-х гг., но затем росло с 1997 г., достигнув нового пика в 2003 г. В 1990 г. погибло 35 400 человек, в 1997 г. – 27 700, а в 2003 г. – 35 602, следует из данных Росстата. С тех пор смертность стабильно падала как в абсолютных цифрах, так и в расчете на душу населения.

ВОЗ оценивала число погибших на дорогах в 2013 г. в 28 935, а в 2023 г. – в 14 504. Относительная смертность в 2003 г. составляла 24,6 на 100 000 человек, но ВОЗ, используя моделирование, вместе с якобы неучтенными потерями дает оценку в 31 погибшего в ДТП на 100 000 человек.

По данным Росстата, в 2013 г. уровень социального риска упал до 20,7 человека, а в 2022 г. достиг минимума в новейшей истории России в 9,7 на 100 000 человек.

Если же рассматривать аварийность относительно численности автомобильного парка, ее снижение было еще более стремительным – за счет быстрого роста количества транспортных средств в стране. В 1990 г. в России насчитывалось 13,2 млн автомобилей и на 100 000 машин было 269 смертельных исходов. В 2003 г. показатель снизился до 127, в 2013 г. был уже 57, а к 2023 г., когда моторных транспортных средств стало 61,5 млн, составил 24 погибших.

Москва снизила смертность на дорогах с 12,7 на 100 000 человек в 2003 г. до 7 в 2013 г. и 2,3 в 2023 г. Иными словами, спад составил 67% за последние 10 лет, а с 2003 г. – 82%. Среди 30 крупных мегаполисов мира Москва – уверенный середнячок, уступающий Берлину, Токио и Стокгольму (там показатель – 0,9–1,1), но опережающий Нью-Йорк или Пекин (3,1 и 4,8 соответственно).

В духе мировых тенденций

Ежегодно в мире гибнет на дорогах 1,2 млн человек. Ущерб от ДТП достигает 3% ВВП, оценивает ВОЗ. На страны с низким или средним уровнем дохода приходится около 60% мирового автопарка, и при этом там регистрируется 92% всех смертельных ДТП. Более половины случаев приходится на уязвимых участников дорожного движения, включая пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов.

Тем не менее снижение смертности в результате ДТП стало общемировым трендом: с 2010 по 2021 г. она упала на 5%. Относительно численности населения планеты снижение составило 16%. Сократить смертность более чем на 50% удалось в 10 странах, включая Россию.

Среди 52 крупных экономик мира с ВВП по ППС от $500 млрд лидерами по снижению смертности за последние 20 лет были ОАЭ (на 75%), Япония, Испания, Норвегия, после которых идет и Россия. Но в некоторых странах смертность на дорогах, наоборот, выросла. Так, негативная тенденция по сравнению с 2013 г. отмечается в Малайзии, где уровень социального риска прибавил 50%, а также в США (+19%), Нидерландах (+13%) и Израиле (+4%).

Чемпионом по абсолютному числу погибших в авариях, если следовать оценке ОЭСР и национального статистического ведомства, является Индия, где показатель в 2023 г. достиг 168 491 человека. На 2-м месте – Китай с 60 676, на 3-м – США (40 990). По методологии ВОЗ, которая с помощью моделей досчитывает неучтенные потери, лидером по числу погибших был Китай (242 690 человек), после которого шла Индия (222 920) и США (45 212). В пятерку также вошли Индонезия и Иран.

Относительно численности населения самая низкая смертность в 2023 г. была в таких крупных странах, как Гонконг (1,3 на 100 000 человек), Норвегия (1,9) и Швеция (2,2). В аутсайдерах среди рассмотренных 52 крупнейших экономик мира были Малайзия (36,2 на 100 000 человек), ЮАР (23,8) и Вьетнам (23,4), а также Таиланд (22,6) и Иран (21,6).

В странах Азии активнее используется двухколесный транспорт, что негативно сказывается на показателе. Так, в 2023 г. статведомство Таиланда зафиксировало 19 россиян, погибших в ДТП, еще 1423 человека пострадали. Посол России в Таиланде Евгений Томихин главной причиной этого как раз называл беспечность в пользовании мотоциклами.

Россия по уровню социального риска расположилась в 2023 г. на 31-м месте из 52 стран, опередив в том числе США и Китай. В 2003 г. Россия была аутсайдером (49-е место), а в 2013 г. – на 41-й строчке в рейтинге.

Преуспела наша страна в снижении смертности и относительно численности автомобилей. По этому показателю Россия на 28-й строчке из 52 стран (24 погибших на 100 000 машин). Лучше всего ситуация в Норвегии, Швеции и Японии (3,1–3,3 человека на 100 000 населения), в то время как в Бангладеш, Индии и Вьетнаме показатель почти в 100 раз выше – 250–460 погибших.

Факторы риска

Среди факторов, влияющих на смертность в ДТП, ВОЗ выделяет превышение скорости, влияние алкоголя, использование ремней и иных средств безопасности, внимательность при управлении транспортным средством, состояние дорог и автомобилей, а также контроль за соблюдением правил дорожного движения (ПДД) и своевременное оказание помощи пострадавшим.

Из 14 504 смертельных ДТП самой частой причиной гибели было столкновение автомобилей (47%), наезд на пешеходов (24%) и съезд с дороги (15%), следует из отчета Научного центра безопасности дорожного движения МВД России за 2023 г.

В 88% случаев ДТП водитель нарушил ПДД, в 30% случаев сказались недостатки эксплуатационного состояния и обустройства дорог, а в 9% был не прав пешеход. Самые частые нарушения правил в смертельном ДТП – выезд на встречку (26% погибших), превышение скорости (24%) и нарушение правил расположения автомобиля на проезжей части (12%). В 2023 г. выезд на встречку дал прирост числа погибших год к году на 8,4%. В подавляющем большинстве случаев такие ДТП происходили на двухполосных дорогах, где сам выезд был разрешен.

Среди частых нарушений также опьянение за рулем. В ДТП с пьяными водителями погибли 3413 человек (24%). Они чаще всего превышали скорость. Тем не менее таких случаев в 2023 г. было на 4,1% меньше, чем годом ранее, и на 29% меньше, чем в 2017 г. На это повлияло существенное ужесточение наказания. В ГАИ тренд связывают также с планомерной разъяснительной работой, благодаря которой в обществе формируется негативное отношение к пьяным за рулем и меняются поведенческие установки водителей.

Чаще всего ДТП случаются в июле, августе и сентябре. В темное время суток трафик менее оживленный, и тогда совершается только треть ДТП, но аварии тяжелее по последствиям и людей гибнет относительно больше (44%). В основном это происходит на трассах вне населенных пунктов.

В 2023 г. в лидерах по количеству погибших были Краснодарский край (793 человека), Московская (664) и Ростовская (508) области, Башкирия (391), Дагестан (348) и Ставропольский край (344). По тяжести последствий выделяются Южный федеральный округ и Северный Кавказ. В частности, самыми смертоносными, по статистике МВД, являются трассы Владикавказ – Махачкала и Москва – Уфа.

Наибольшее значение социального риска отмечено в возрастной группе 20–24 года, по которой оно почти в 1,5 раза выше среднего. Значение показателя для мужчин в 3,5 раза выше, чем у женщин.

Смертность в ДТП относительно числа транспортных средств с участием грузовиков и автобусов в 2,5 раза выше, чем с легковушками. Если на 100 000 автомобилей приходилось 24 погибших в ДТП, то по мотоциклам показатель был 32, по грузовикам – 66, по автобусам – 70, а по каршерингу – 87.

Почти в десятой части ДТП с пострадавшими пассажирами они не были пристегнуты ремнем безопасности. Таких случаев в 2023 г. было 3767 из 46 134 (8,2%). При этом погибших среди непристегнутых было 850 из 4003 пострадавших (21%). Иными словами, риск самых тяжких последствий для непристегнутых почти в 3 раза выше, чем у пристегнутых пассажиров в случае ДТП. Особенно рискуют те, кто едет непристегнутым на заднем сиденье по центру.

За год снизилось на 4% (а с 2017 г. – на 40%) число смертельных наездов на пешеходов – до 3394 случаев. В подавляющем большинстве они происходили в городах вне зоны пешеходных переходов (80%) в темное время суток и местах без освещения.

Что делало дороги безопаснее

Существенный вклад в безопасность на дорогах дает их обустройство искусственным светом, светофорами и переходами. Так, за последние 10 лет в Москве установили и обновили свыше 1617 светофоров, сообщал дептранс столицы. «Один из эффективных способов снизить аварийность и улучшить движение – это установка новых светофоров на участках с интенсивным автомобильным и пешеходным движением», – подчеркивал заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в 2023 г. собирались установить 164 000 знаков, свыше 1900 светофоров, 1,5 млн пог. м барьерных и 0,2 млн пог. м пешеходных ограждений, нанести 20 млн пог. м разметки, планировал Минтранс.

Благоприятно повлияли камеры контроля скорости, ведь ее превышение – одна из главных причин тяжких ДТП. При увеличении медианной скорости движения на 1% риск ДТП со смертельным исходом вырастает на 4%, подсчитывала ВОЗ. Если машина сбивает пешехода спереди, то при увеличении ее скорости с 50 до 65 км/ч вероятность смертельного исхода возрастает в 4,5 раза.

Камеры контроля скорости снижают общее количество ДТП на 9–35%, показало исследование ВШЭ. Количество смертей тоже снижается, причем значительно сильнее, рассказал «Ведомостям» один из авторов работы – директор Центра исследований «Умного города» ВШЭ Константин Трофименко. Аварийность с серьезными травмами или смертельным исходом после установки камер видеонаблюдения снижается в среднем на 11–44%, установили эксперты.

Видеофиксация способствует снижению скорости движения в непосредственной близости от мест установки. При этом эффективность камер зависит от их количества, говорится в исследовании. Наибольшее снижение аварийности наблюдалось на участках за 250 м до установленной камеры фотовидеофиксации и на отрезке 500 м после нее. Меньшую цифру в первом случае объясняют тем, что водители заранее узнают о камере с помощью навигаторов.

В 2023 г. в российских регионах было размещено 29 200 камер фотовидеофиксации, следует из данных МВД. В местах их установки по итогам 2023 г. снижались все три основных показателя аварийности: на 12% (на 2500 случаев) сократилось количество ДТП, на 9% (на 300 случаев) – число погибших и на 11% (на 3300 случаев) – раненых. В первом полугодии 2024 г. тенденция продолжилась: показатели снизились на 11, 21 и 11% соответственно, сообщил «Ведомостям» представитель министерства.

После установки камер водители хотя и не сразу, но со временем начинают корректировать свою манеру вождения. «Когда у нас известно о том, что есть камеры, известно о неотвратимости штрафа, у большинства водителей меняется поведение», – говорит Трофименко. 79% водителей сбрасывают скорость до разрешенной непосредственно перед камерами, показал опрос «Ромира» в 2021 г.

Качество дорог, по данным Росстата, тоже растет. Протяженность путей с усовершенствованным покрытием к концу 2023 г. достигла 697 323 км, это на 13% больше, чем в 2013 г. Прирост длины таких трасс в последние пять лет опережал увеличение протяженности всех дорог общего пользования. Если в 2013 г. нормативным требованиям соответствовало 37% дорог между населенными пунктами, то к 2023 г. показатель вырос до 51%.

Почему смертность в ДТП вновь выросла

ВОЗ и ООН планируют к 2030 г. уменьшить количество смертей и травм на дорогах на 50% относительно уровня 2021 г. У России цели еще более амбициозные. В 2018 г. была опубликована Стратегия безопасности дорожного движения, согласно которой к 2030 г. показатель социального риска должен снизиться с 13 погибших по итогам 2017 г. до 4, т. е. более чем в 3 раза.

Согласно нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» в первоначальной версии от 2018 г., уровня социального риска в 4 погибших на 100 000 населения намечалось достичь уже к 2024 г. В 2021 г. он был пересмотрен до 8,4 на 100 000 человек. Сейчас ясно, что эта цель выполнена не будет, а цели выглядят слишком оптимистичными, полагает Трофименко.

В России второй год подряд растет число смертей на дорогах. С января по июнь 2024 г. число погибших в ДТП выросло на 0,4% (с 5944 до 5967 человек), но по сравнению с 2022 г. это количество увеличилось на 4%. Тогда за аналогичный период погиб 5741 человек, говорят данные ГАИ. За весь 2023 год количество смертельных ДТП в стране выросло на 2,3% (с 14 172 до 14 504 погибших), а уровень социального риска – с 9,7 до 9,9.

В ГАИ тогда связали рост смертельной аварийности в том числе с изменением транспортных потоков и ростом внутреннего туризма. Из-за санкций основные маршруты грузоперевозок переориентировались с Запада на Восток, но при этом транспортная инфраструктура оказалась к такому не готова, говорил в интервью «Российской газете» начальник Госавтоинспекции МВД России Михаил Черников. Грузоперевозки по автодорогам выросли за два года на 16%, достигнув в 2023 г. рекордных за 15 лет 6,49 млрд т. Кроме того, по словам Черникова, на фоне ограничения авиасообщения с рядом стран и закрытия нескольких аэропортов на юге страны россияне стали больше путешествовать на автомобилях.

В 2023 г. по сравнению с 2022 г. самый значимый прирост абсолютного числа погибших в ДТП произошел в Ростовской области (с 432 до 508, или на 76 человек), Челябинской области (с 280 до 342, или на 62 человека), Калмыкии (с 64 до 123, или на 59 человек) и Ярославской области (со 121 до 174, или на 53 человека). Количество смертельных ДТП с легковыми автомобилями выросло на 2,7%, с участием грузовиков – на 10%, а с мотоциклами – на 17%, показывают данные ГАИ. Выезд на встречную полосу как причина ДТП и гибели человека показал прирост в 2023 г. на 8,4%.

Увеличивает риск аварийности и преклонный возраст транспортного средства. У тех машин, которые старше 11 лет, риск аварийности в 2–2,5 раза выше, чем у автомобилей в возрасте 2–10 лет, следует из статистики. Чаще всего техническая неисправность фиксируется у попавших в ДТП грузовиков. Средний возраст автомобилей в России из года в год растет. Если в начале 2015 г. он был 12,4 года, к 2021 г. стал 13,9 года, то затем старение существенно ускорилось. К началу 2023 г. он стал 14,7 года, а к 2024 г. достиг 15,2 года, по данным «Автостата».

Стареющий парк машин явно провоцирует рост аварийности, отметил в разговоре с «Ведомостями» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. «Из-за санкций цены на автомобили запредельные, поэтому парк обновляется медленно», – отметил он.

Непростая ситуация с местными дорогами. По данным Росстата, доля местных автодорог общего значения, отвечающих нормативным требованиям, снизилась с 64,5% в 2007 г. до 54,4% в 2023 г. В июле 2024 г. министр транспорта Роман Старовойт заявил о деградации федеральной автомобильной сети и призвал «не начинать большие стройки», а привести в порядок существующие дороги.

Неблагоприятной тенденцией в 2023 г. также стал рост числа погибших детей – до 611 с 547 годом ранее (+12%), причем в 2024 г. рост продолжился. Падение дисциплины отразилось и на поведении в случае ДТП. В 2023 г. водители стали покидать место аварии на 6% чаще, согласно данным ГАИ.

Денег на дороги тратится относительно меньше, парк все старше, а его обновление замедляется, резюмирует Шапарин. Это не способствует планам по уменьшению аварийности и смертности на дорогах и тенденция по снижению безопасности на дорогах в 2024 г. сохранится, считает эксперт.

В бюджете на 2024 г. на дорожное хозяйство планировалось выделить 1,06 трлн руб., что примерно равнялось уровню финансирования в 2023 г. (1,03 трлн руб.). К 2030 г. смертность на российских дорогах должна снизиться в 1,5 раза к уровню 2023 г., а к 2036 г. – в 2 раза, закрепил в указе о национальных целях развития РФ президент Владимир Путин.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

Хотите начать новую жизнь? Бросить пить и курить? Быть может поменять работу? Найти любовь всей жизни? Специально для вас, каждую неделю — понедельник.