ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Россия и Белоруссия договариваются о взаимном признании локализации промтоваров
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Россия и Белоруссия договариваются о взаимном признании локализации промтоваров

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Россия и Белоруссия договариваются о взаимном признании локализации промтоваров

Это окажет позитивное влияние на автопром обеих стран

Ведомости от 20.02.24

Во второй половине 2024 г. Россия и Белоруссия должны утвердить правила подтверждения производства промышленной продукции на территории Союзного государства (наднациональное образование, основанное в 1999 г.). Об этом говорится в декрете Высшего совета Союзного государства от 29 января 2024 г., с которым ознакомились «Ведомости».

После того как документ вступит в силу, и под него будет разработана соотвествующая нормативная база в каждом из государств (России и Белоруссии), произведенная на территории Белоруссии промпродукция будет считаться российской, и наоборот.

Предполагается, что перечень белорусских товаров, которые Россия будет признавать как сделанные у себя, и наоборот, будет определяться по единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) Евразийского экономического союза (ЕАЭС; входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения). Среди прочего туда входят продукция химпрома, пластмассы, изделия из древесины, текстиль, различные металлы, оружие и боеприпасы, машины и оборудование, транспортные средства (ТС).

Пункт декрета, касающийся утверждения правил, по которым продукция будет считаться выпущенной в Союзном государстве, вступает в силу через три месяца с даты подписания документа (т. е. заработает в конце апреля). То же самое касается и пункта, определяющего перечень товаров, в отношении которых будут применяться новые правила. На адаптацию к ним текущих национальных законодательных норм отводится полгода с момента вступления декрета в силу. Таким образом, нормативная база на уровне каждого из государств должна быть готова до конца октября 2024 г.

Процедура подтверждения производства продукции на территории России и Белоруссии в рамках реализации положений декрета определена национальным законодательством двух стран, пояснил «Ведомостям» представитель Минпромторга РФ. В России это постановление № 719, регламентирующее основные параметры локализации тех или иных товаров, в Белоруссии – постановление № 80 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь», отмечает он.

В обеих странах глубина локализации для части промпродукции определяется в баллах. Например, в России с 2019 г. балльная оценка локализации действует в автопроме. В ее рамках автопроизводитель, заключивший специнвестконтракт с государством, может набрать до 7000 баллов. Из них до 1500 баллов можно получить за сварку кузова, его окраску и использование штамповок кузовных деталей из российского металла.

Примерно такое же количество баллов за эти операции производители в Белоруссии получают по постановлению № 80.

В России автоконцерн пропорционально набранному количеству баллов получает возможность претендовать на участие в госзакупках ТС и программах поддержки спроса на автотехнику – льготного кредитования и лизинга. В зависимости от фактического уровня локализации заводам в РФ выплачивают промсубсидии, которые в отрасли считают неофициальной компенсацией утилизационного сбора (разовый платеж за каждую выпущенную в России или импортированную единицу техники).

Коммерческий транспорт в Белоруссии в основном продается через программу госзакупок. Также в республике есть программа льготного кредитования для единственного пока производителя легковых автомобилей – «Белджи» (г. Борисов), который выпускает технику китайской Geely под оригинальным и собственным брендами. При этом три четверти от объема производства этой площадки (около 45 000 машин) в 2023 г. было отправлено в Россию. «Ведомости» направили вопросы в министерство промышленности Белоруссии.

При условии взаимного удовлетворения требованиям постановлений № 719 (Россия) и № 80 (Белоруссия) производители колесной техники двух стран получат доступ к имеющимся в этих государствах программам поддержки спроса, говорит представитель российского Минпромторга. Это исключит ситуации, когда при осуществлении закупок, подборе поставщиков или контрагентов продукция с долей российских или белорусских комплектующих рассматривается как иностранная, объясняет он.

Гармонизация нормативной базы о локализации между Россией и Белоруссией означает, что «АвтоВАЗ» будет получать «локализационные баллы» при закупке компонентов или материалов не только у российских поставщиков, но и у белорусских, отметил представитель автопроизводителя. Белорусские автозаводы, соответственно, смогут получать эти баллы за работу с российскими поставщиками, поясняет он.

«Тем самым мы получим более широкий выбор поставщиков, а российские производители компонентов дополнительно расширят свой рынок сбыта. Безусловно, это позитивный вектор движения. При этом, конечно, нужно будет смотреть конкретные детали соглашений и нормативных актов», – добавил собеседник. При этом пока доля комплектующих, поступающих на «АвтоВАЗ» из Белоруссии, «относительно небольшая», сказал он, не приводя цифр.

В российском автопроме используется широкий ассортимент компонентов белорусского производства, включая карданные валы, амортизаторы, фары, зеркала, отопители, крепежи, генераторы для двигателей и проч., отмечает источник «Ведомостей» в одном из отечественных автопроизводителей.

Вопрос учета компонентов белорусского производства для российской продукции очень актуален, считает представитель группы ГАЗ. Он связан с необходимостью создания равных условий в регулировании для российских и белорусских производителей, поясняет он.

Сейчас белорусские компоненты не засчитываются в баллы по локализации российским автоконцернам, тогда как белорусские производители, как и все другие из стран ЕАЭС, импортирующие машины в Россию, получают баллы за российские компоненты, объясняет собеседник. «Это создает неравные конкурентные условия на рынке. Мы надеемся, что эта инициатива будет реализована и дисбаланс будет устранен», – резюмировал представитель группы ГАЗ.

Принятие правила о взаимном подтверждении промпродукции между двумя странами позволит получать баллы за закупку белорусских комплектующих, соглашается представитель «Камаза». Конкурент отечественного производителя грузовиков МАЗ получит доступ к льготам в России, а «Камаз» – в Белоруссии, но преференции госзаказчиков там, скорее всего, останутся у местной техники, рассуждает он. При этом сам МАЗ для ряда своих моделей использует двигатели Ярославского моторного завода (входит в группу ГАЗ), следует из данных на сайте производителя. «Ведомости» направили вопросы в МАЗ.

Планируемая унификация подтверждения производства, или так называемые правила «Сделано в РФ» и «Сделано в Белоруссии», касается большего количества продукции, отмечает партнер «ДРТ консалтинга» (бывшая Deloitte в России) Татьяна Кофанова. С точки зрения выпуска автотехники это позволит облегчить достижение требуемого уровня локализации за счет использования компонентов, выпущенных в Союзном государстве, поясняет она.

«С учетом повышения требований к локализации через балльную систему такое послабление может быть выгодно для автопроизводителей обеих стран. При этом потребуется унификация ряда нормативных актов, в том числе и в РФ, в части правил предоставления субсидий», – говорит Кофанова.

Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов называет новые правила «обоюдно интересной историей». Белоруссия выиграет с точки зрения роста объемов выпуска конечного продукта, поскольку авторынок в России несопоставимо больше, чем там, отмечает он. Так, по итогам 2023 г. в республике был продан лишь 21 671 легковой автомобиль против 1,06 млн в РФ. Отечественным компаниям выгодно поставлять туда компоненты, наращивая объемы собственного производства, добавил эксперт.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

- Я ведь почему была такой недоступной? Я ж думала, у тебя денег нет.