ОСК до конца 2021 года изменит оргструктуру
Ведомости от 22.03.21
Источник «Ведомостей» в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) сообщил, что в корпорации происходит изменение организационной структуры. В пресс-службе ОСК «Ведомостям» подтвердили, что корпорация переходит на целевую индустриальную модель с использованием внутригрупповой кооперации как при строительстве кораблей и судов, так и при изготовлении судового комплектующего оборудования. Новая модель должна обеспечить централизацию работы по исполнению гособоронзаказа, заказов гражданского судостроения и заказов по линии военно-технического сотрудничества, а также снизить себестоимость производимой продукции, пояснили в пресс-службе (подчеркнув, что увеличение штатной численности не планируется).
«Процессы идут, их надо оптимизировать. Свою роль сыграла и пандемия – удалось оценить, что функционирует хорошо, а где необходимо повысить эффективность, – поясняет источник «Ведомостей» в ОСК. – По сути, трансформация уже началась, она будет проходить в несколько этапов. Но основные перестроечные мероприятия пройдут весной, летом и осенью, они должны завершиться в этом году».
ОСК – крупнейший судостроительный холдинг России, обеспечивает 80% объема отечественного судостроения. По данным сайта корпорации, в нее входит 45 организаций, включая проектно-конструкторские бюро, научно-исследовательские центры, верфи, судоремонтные и машиностроительные предприятия.
В ходе реформы будет сформирован аппарат генерального директора ОСК с функциями стратегического планирования и управления делами. В структуре также появится департамент организационного развития, расширятся и функции департамента информационных технологий: он займется цифровой трансформацией предприятий корпорации.
В организационной структуре ОСК появится должность первого заместителя гендиректора, этот человек будет курировать весь производственный блок корпорации, сами предприятия блока будут сгруппированы по центрам продуктовых и технологических компетенций.
Также в составе управляющих органов ОСК будет сформирован департамент инжиниринга и научно-технического развития, который займется управлением НИОКР и организацией работы проектно-конструкторских бюро в периметре корпорации. «Это блок по взаимодействию с конструкторскими бюро внутри ОСК, который станет точкой координации разработки новых проектов», – поясняет источник «Ведомостей».
В Министерстве обороны неоднократно критиковали ОСК и входящие в нее предприятия за отставание в выполнении обязательств по гособоронзаказу. Курирующий оборонно-промышленный комплекс вице-премьер Юрий Борисов в 2018 г. заявлял, что государственный заказчик в лице военного ведомства «с 2014 г. практически ежегодно имеет дело с системными срывами со стороны ряда судостроительных предприятий сроков поставки кораблей и судов для ВМФ» (цитата по ТАСС).
Например, ВМФ России в 2020 г. недополучил подводные лодки, в том числе стратегическую АПЛ «Князь Олег» (проекта 955А «Борей-А») и многоцелевую АПЛ «Казань» (проекта «Ясень-М»). Ремонт единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» должен был завершиться к концу 2020 г., но сроки растянулись на неопределенное время.
Реформа ОСК назрела давно, считает председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) Михаил Ненашев. Когда выходец из Минпромторга Алексей Рахманов возглавил корпорацию в 2014 г., ему досталось «абсолютно раздробленное хозяйство с автономными верфями и заводами от Калининграда до Владивостока и сложными финансовыми потоками», сказал «Ведомостям» Ненашев. По его словам, из-за разрозненности предприятий корпорации если глава ОСК не держал те или иные процессы на личном контроле, то прогресса не было, так как каждый из директоров предприятий принимал решения в своих интересах, а не с позиции эффективности. «Корпорация – это итоговая сборная площадка, но если поставщики, например производители ракетных комплексов или комплексов ПВО, свою продукцию отдают не вовремя, то корпус корабля стоит, а претензии предъявляют к ОСК», – поясняет Ненашев. Реформа необходима для более эффективной и динамичной работы всех подразделений большой корпорации, отмечает глава ДПФ.
Он также добавил, что вопросы централизации управления необходимы, чтобы разбросанные по разным регионам предприятия не могли манипулировать ценами и тарифами и завышать цену на конечную продукцию, а также решать свои сторонние задачи за счет средств гособоронзаказа. «Заметен страшнейший дисбаланс цен на комплектующие, металл и электроэнергию – это все надо прогнозировать. Если будет централизованное управление и контроль, то в головной организации будут понимать, где какие тарифы на самом деле, сколько стоят те или иные комплектующие, и предприятия в регионах не смогут на эти статьи списывать лишнего, увеличивая первоначальную цену контракта. А у заказчиков логично возникают вопросы: почему цена выросла, зачем очередное допсоглашение?» – говорит эксперт.
По его словам, также раньше каждый директор предприятия самостоятельно решал свои вопросы, выбивал заказы для своего завода, встречался с лоббистами, а в структуре корпорации это все должно быть скоординировано.
Объем государственной программы вооружений (ГПВ) на 2018–2027 гг. определен в 20 трлн руб. В том числе на закупку, ремонт и разработку вооружений, военной и специальной техники будет выделено 19 трлн руб. Минфин в прошлом году предложил сократить выделяемые в 2021–2023 гг. на ГПВ средства на 5%, но решение по этому предложению пока не принято.