Законопроект о легализации клонирования иностранных товаров уже в Госдуме. Эксперты говорят о нарушении международного права.
Реверс-инжиниринг призван ускорить импортозамещение - приобретя всего один экземпляр иностранного товара российские предприятия смогут воспроизвести конструкторскую документацию и наладить производство уже как будто отечественной продукции.
Технологический патриотизм
Внесенный в Госдуму законопроект закрепляет понятие «реверс-инжиниринг» в промышленной политике России. Определять технические критерии обратного проектирования и перечень импортного оборудования, при производстве которого оно разрешается, делегируется Правительству, разработка - Минпромторгу.
Авторы законопроекта рассматривают реверс-инжиниринг как антисанкционную меру поддержки промышленности. Благодаря обратному проектированию предлагается обеспечить воспроизводство иностранной продукции, которую не заменить на отечественную. В первую очередь такое клонирование планируется использовать для замены импортного оборудования и серийного производства комплектующих, необходимых для судостроения (развитию которого в целом и посвящен законопроект).
Пока реверс-инжиниринг в нашей стране юридически не регламентируется, но по факту активно поддерживается. Еще в 2016 году на заседании Правительственной комиссии по импортозамещению министр промышленности и торговли Денис Мантуров предложил создать центр обратного инжиниринга. Важной идею считает и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин:
«Реверс-инженеринг позволяет сократить стоимость партии изделий, а локализация производства ориентируется на крупные заказы. В отличие от параллельного импорта снижается зависимость от поставщика, курса валют и влияния санкций», - заявил Александр Шохин на международном форуме «Российский промышленник 2022».
Принятая в прошлом году семилетняя Концепция технологического развития предусматривает «развертывание необходимых научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в том числе в рамках обратного инжиниринга».
3D-клонирование
Многие производители также активно применяют реверс-инжиниринг. Так, Челябинский цинковый завод приобрел для этого специальный 3D-сканер: «После сканирования поверхности инженеры-проектировщики получают хороший 3D-эскиз детали, по которому можно создать точную цифровую модель, а затем и чертеж», - отмечают в пресс-службе предприятия.
Гранты на проведение конструкторских работ и «доращивание» разработок критических комплектующих выдает АНО «Агентство по технологическому развитию». Факт реверс-инжиниринга не скрывается, хотя в регламентирующем бюджетное финансирование постановлении Правительства России обратная разработка даже не упоминается. Цель - стимулирование подготовки конструкторской документации для серийного выпуска критически важных комплектующих. На поддержку 220 проектов выделено 9,9 млрд рублей (средняя сумма - 45 млн). Так, за «сканирование» мембраны для итальянского насоса заплатили 6,7 млн, асинхронного тягового двигателя - 9,2 млн, платы управления Siemens - 120,7 млн, контроллера полета беспилотников - 80,2 млн, и так далее.
Более того, Агентство по технологическому развитию продает результаты «сканирования» - комплекты сформированной в результате реверс-инжиниринга конструкторской документации. Для этого производитель должен пройти квалификацию и отчислять 2% от выручки. В реестр пользователей клонов включено почти 700 компаний.
Честным быть выгодно
Парижская конвенция по охране промышленной собственности, закрепляющая патентную защиту изобретений на международном уровне, подписана еще в 1883 году. В 1967 году её ратифицировал Советский Союз, правопреемником которого является Российская Федерация. Поэтому опрошенные эксперты относятся к реверс-инжинирингу скептически.
По мнению партнера компании «Городисский и Партнеры» Виктора Станковского, использование в копируемых технических решениях действующих патентов прямо противоречит Гражданскому кодексу РФ. В качестве прецедента патентный поверенный приводит спор об использовании в России защищенных патентами плазменных дуговых горелок американской компании.
«Рассмотрев это дело, Суд по интеллектуальным правам подтвердил защиту патентных прав компаний даже из так называемых недружественных стран и не допустимость освобождения нарушителей исключительных прав от ответственности со ссылкой на Указ Президента России о контрсанкция», - констатирует Виктор Станковский.
«Патентное право накладывает ограничения на использование продуктов, созданных путем реверс-инжиниринга запатентованных технологий. Поэтому для реализации поставленных авторами законопроекта целей логично было бы вносить соответствующие поправки в Гражданский кодекс РФ. Именно таким образом в 2022 году частично легализовали параллельный импорт. Однако в отличие от ввоза оригинальной продукции реверс-инжиниринг предполагает создание аналогов на основе самостоятельно разработанной конструкторской документации. Кроме того, вводимое регулирование реверс-инжиниринга в законопроекте не учитывает более широкую и распространенную сферу его применения в IT-сфере», - отмечает юрист компании CLAIMS Иван Никифоров.
Философски к проблеме относится руководитель юридической компании «Усков и Партнеры» Вадим Усков:
«Разобрать импортное оборудование для создания его чертежей и по ним повторить устройство - идея не новая. Но когда китайцы так копировали наши истребители, мы называли это пиратством. А сейчас, в условиях вынужденного импортозамещения, эта идея переходит из области этики в сферу защиты многих отраслей от остановки. И поэтому приходится придумывать пиратству более симпатичные названия типа »реверс-инжиниринг«. Суть от этого не меняется. Полагаю, что если кто-нибудь осмелится робко спросить, как реверс-инжиниринг согласуется с международными обязательствами России в сфере патентного права, ему напомнят о 14-ти пакетах санкций и опасности для отечественного судостроения. Словом, я не удивлюсь принятию такого закона», - резюмирует Вадим Усков.
В свою очередь в Агентстве по технологическому развитию убеждены, что «государственная поддержка обратного инжиниринга критически важных для технологического суверенитета отечественной промышленности комплектующих осуществляется строго в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав владельцев патентов».
«Разрабатываемые в рамках грантовой программы комплектующие не являются »прямыми копиями« импортных образцов. Их исследование, сбор информации о работе и реконструирование дают разработчику возможность воспроизвести продукт с альтернативными или улучшенными свойствами», - пояснили MN в пресс-центре Агентства.
Перевод дюймов в миллиметры
Практика обратного проектирования активно применялась в период советской индустриализации. Так, еще в 1931 году Московский автомобильный завод (АМО, позже ЗИС и ЗИЛ) выпускал под маркой «АМО-3» реплику американского грузовика «AutoCar-SA».
В 1945 году по прямому указанию Сталина Андрей Туполев воспроизвел документацию американского стратегического бомбардировщика «Boeing B-29 Superfortress». За создание таким образом самолета «Ту-4» авиаконструктор получил Сталинскую премию (злые языку шутили, что она была вручена за перевод дюймов в миллиметры). Также по приказу «отца народа» под маркой «ТЭ1» выпускалась копия американского тепловоза RSD-1, полученного нашей страной по ленд-лизу.
По материалам информационно-аналитического портала MASHNEWS.RU