На прошедшем заседании Госсовета (на фото), посвященном проблемам рынка труда, обсуждались серьезные проблемы кадрового и количественного дефицита рабочей силы. В числе других вопросов поднимался и такой: надо совершенствовать прогнозирование рынка труда. Мол, надо заранее знать, кого и сколько готовить. Столько-то рабочих, столько-то инженеров.
Если покопаться в истории, можно увидеть завидную последовательность поручений министерствам наладить эту работу. Есть даже закон о прогнозировании, а рынок труда не прогнозируется, хоть ты тресни!
Почему не получается сделать раз и навсегда? Да потому, что жизнь и экономика меняются слишком быстро. Пока вы разработаете приличную модель, соберете множество статистических и нестатистических фактов, мир уйдет вперед.
Хотите пример? Пожалуйста! Из недавнего: в начале этого года строительные ассоциации заявляли о нехватке 5 млн человек. Теперь эта планка, по словам вице-премьера Татьяны Голиковой, снизилась до 400 тысяч. Так сколько строителей надо? Это можно определить, только если знать многие параметры: темпы роста ВВП, структуру инвестиций в промышленные и непромышленные объекты, темпы роста населения, динамику спроса на жилье и дорожную инфраструктуру и т.п.
Теперь вопрос: а кто сможет дать такой прогноз хотя бы на пять лет? Я лично этого не знаю. Еще и об условиях труда надо вспомнить. Отрасли конкурируют между собой, и уровень зарплаты, социального пакета сейчас самый главный фактор перераспределения рабочей силы.
Неужели так все безнадежно? Отнюдь. Что мы точно можем планировать (не путать с прогнозированием!) - это обеспечение потребности в кадрах отраслей, за которые несет персональную ответственность государство.
По Конституции, надо сказать, несет. Всем гарантированы бесплатная медицинская помощь, начальное и среднее образование. В рамках нацпроекта “Демография” еще обязалось государство детскими садами и яслями народ обеспечить. Сюда же относится обеспечение правопорядка и сохранности культурного наследия.
Тут все ясно и прозрачно: есть нормативы соотношения численности населения и численности специалистов перечисленных отраслей. И в этих сферах понятна история с конкуренцией по зарплатам. А в других отраслях? Что для них можно сделать? А тут надо отойти от привычного шаблона, что вуз или колледж смогут узнать, кого и для чего готовить.
О том, что будет завтра, и работодатель толком-то не знает. Выход только один: надо перейти к иному типу профессиональной подготовки. Вернуть советский принцип фундаментальности, на основании которого человек при краткосрочном вводном курсе на предприятии сможет быстро адаптироваться к рабочему месту.
Но для этого и школа должна прекратить заимствовать американизмы с ранним профилированием. Советский принцип среднего образования был и остается лучшим. К нему и надо вернуться: больше математики, физики, химии, литературы. И надо работать не на олимпиадные достижения, а на массовую успеваемость.
Будут хорошо учить учителя, преподаватели - значит, справимся со всеми кадровыми дефицитами. Но для этого надо кадровый дефицит у них ликвидировать через достойный труд, через достойную зарплату.
Источник: Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©