Пока уровень развития этого сегмента в нашей стране похож на США, Европу и Китай 7–10 лет назад
Ведомости от 10.04.24
Спрос на электротранспорт в России в течение 10 лет начиная с 2023 г. будет расти в среднем на 38% ежегодно и достигнет 340 000 машин в год в 2033 г. Такой прогноз заложен в базовый сценарий в исследовании российского рынка электромобилей, подготовленном консалтинговой компанией Strategy Partners. «Ведомости» ознакомились с документом.
В прогнозе речь идет о новой технике – легковых электрокарах, малотоннажных грузовиках на электротяге и подзаряжаемых гибридах. Темпы роста продаж будут максимальными в ближайшие несколько лет, существенно опережая среднегодовую динамику на рассматриваемом периоде, считают аналитики Strategy Partners.
При этом первая тысяча малотоннажных грузовиков будет продана лишь в 2025 г. (в 2026-м – уже 4000), следует из документа. В 2024 г. на рынке будут представлены только легковые электрокары. В базовом сценарии парк электромобилей в России вырастет в 47 раз с 2023 г. и составит к концу десятилетия 1,78 млн единиц техники. Из них 109 000 будет приходиться на электрогрузовики.
В базовом прогнозе аналитики Strategy Partners исходят из того, что действие программ поддержки производства и продаж электротранспорта будет продолжено, а конкуренция на рынке будет ограничена местными производителями и модельной линейкой из дружественных стран. Кроме того, предполагается снижение стоимости и увеличение ресурса батарей и возможность законодательного ограничения использования транспорта с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) после 2045 г.
Оптимистичный прогноз консалтинговой компании предполагает увеличение продаж электротранспорта в среднем на 41% ежегодно до 421 000 штук в 2033 г. Парк в таком случае вырастет в 58 раз к 2023 г. и составит почти 2,2 млн электрокаров. В консервативном сценарии рынок будет расти примерно по 30% в год и достигнет 191 000 электромобилей в 2033 г. при общем размере парка в 909 000 транспортных средств (в 24 раза больше, чем в 2023-м).
Ни один из представленных прогнозов не сопоставим с темпами роста продаж электромобилей, которые были в России в предыдущие восемь лет. В 2015–2023 гг. рынок рос на сверхнизкой базе в среднем в 2,3 раза ежегодно, достигнув 37 815 единиц техники к концу прошлого года.
Текущий уровень развития российского рынка электромобилей соответствует уровню Китая, Европы и США 7–10-летней давности, констатируют авторы исследования. В 2023 г. доля электрокаров в продажах новых автомобилей всех типов в России составила 1,3%, аналогичные показатели в Китае, Европе и США были в 2016 г. Доля автомобилей на электротяге в общей массе автотехники в стране составила лишь 0,08% в 2023 г., что было характерно для этих стран в 2014 г. К концу прошлого года электрокары составляли 4,9% парка в Китае, 2,4% в Европе, 1,3% в США.
Большинство российских потребителей по-прежнему опасаются покупать электромобили, полагают в Strategy Partners. «Прежде всего это связно с их высокой стоимостью, неравномерным распределением зарядной инфраструктуры по территории страны, а также с недостаточной осведомленностью об особенностях эксплуатации электромобилей», – поясняется в исследовании.
Развитие электротранспорта в России регламентировано одноименной концепцией до 2030 г. (утверждена правительством в августе 2021 г.). Согласно документу, по итогам первого этапа в 2024 г. в стране должно быть выпущено 17 500 электромобилей, 3206 медленных зарядных станций (до 50 кВт) и 1437 – быстрых, мощностью от 50 кВт. В 2030 г. должно быть произведено 217 000 электрокаров, 8573 медленных и 5713 быстрых зарядок.
На конец 2023 г. (последние доступные данные) в России было 3783 публичных электрозаправки, следует из данных аналитического агентства «Автостат» и сервиса по поиску зарядок 2Chargers. По данным Минэкономразвития, с начала 2022 г. по конец I квартала 2024-го в России было выпущено более 10 000 электрокаров.
Росту автопарка способствовали не только меры по стимулированию спроса, но и развитие зарядной инфраструктуры, отмечает представитель Минэкономразвития. По его словам, популярной среди владельцев электромобилей стала мера по бесплатному проезду по платным федеральным магистралям. За I квартал 2024 г. было зафиксировано более 100 000 таких проездов.
Но средняя стоимость 100 км пробега электрокара лишь немногим дешевле, а в некоторых случаях даже дороже, чем у машины с ДВС. При зарядке от медленной станции или от бытовой сети этот показатель составит 50–150 руб., 230–375 руб. – от быстрой станции и 275–444 руб. – при заправке бензином обычной машины, подсчитали в Strategy Partners.
Среди потенциальных рисков для развития электротранспорта консалтинговая компания видит возможные экспортные ограничения со стороны Китая и других стран из-за страха вторичных санкций. Действующие проекты по выпуску легковых электрокаров в России развиваются в тесном партнерстве с компаниями из КНР: Evolute с Dong Feng, «Москвич» с JAC, «Автотор» («Амберавто») с JMC. «Автотор» планирует до конца года выпустить 1200 штук электротранспорта, сказал представитель компании.
Замедлить рост сегмента может и снижение господдержки продаж электромобилей российской сборки, что прежде всего скажется на коммерческих автопарках, чувствительных к стоимости транспортных средств, отмечается в исследовании. Сейчас в рамках программы льготного автокредитования скидка на покупку электрокара российского производства составляет 35%, но не более 925 000 руб.
Продажи электромобилей во многом будут зависеть от господдержки и регулирования этой отрасли в целом, соглашается исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Базовый прогноз агентства на 2024 г. предполагает рост рынка почти вдвое до 27 000 штук.
Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев называет прогноз Strategy Partners «чересчур оптимистичным». Он напоминает, что пока основной рост продаж электрокаров приходится на премиальные модели, ввозимые из Китая. Например, из 5889 проданных в I квартале этого года электрокаров в России (рост в 3,6 раза год к году) 2883 штуки пришлось на Zeekr, еще 512 – на Volkswagen, следует из данных «Автостата».
По словам Бургазлиева, в поддержку прогноза будет работать постепенное снижение стоимости батареи как самого дорогого элемента электромобиля и постепенная локализация их производства в России, а также «в целом неплохое» администрирование концепции развития электротранспорта со стороны Минэкономразвития.
«Ведомости» направили вопросы в Минпромторг, а также крупнейшим отечественным производителям электрокаров.