Почему Роспотребнадзор перестарался с запретами
Ведомости от 11.12.20
Российский агросектор – один из главных бенефициаров санкционного режима. Государственная поддержка, уход с рынка многих стран-конкурентов, девальвация рубля и сильное подорожание импорта обеспечили крупным агрохолдингам и удачливым фермерам кратный рост выручки и прибыли, о которых до 2014 г. они даже не мечтали. Но климатические условия для сельского хозяйства в России от санкций не поменялись. Поэтому добиться такого же масштаба импортозамещения, например, в плодоовощной группе пока не удалось.
И вот в последние дни на арене вновь появился Роспотребнадзор, который ввел ряд новых запретов. После того как НРА опубликовало данные, что импорт фруктов сократился не на целевые 20%, а на 11%, а овощей – на 27% вместо плановых 70%, регулятор запретил импорт некоторых овощей (главным образом, помидоров и перцев) и фруктов (яблок) из четырех стран – Азербайджана, отдельных регионов Армении, Турции и Узбекистана. Официальная причина – неоднократное обнаружение в поставках вредителей и игнорирование поставщиками предписаний Роспотребнадзора.
В отличие от системных эмбарго, действующих с 2014–2015 гг., и точечных запретов прошлых лет (запрет на импорт вина из Молдавии и Грузии в середине 2000-х, шпрот из Латвии, грузинских минеральных вод, турецких фруктов и овощей после военного инцидента с Турцией и т. д.), которые имели видимые политические причины, здесь истоки ограничений лежат в другой плоскости. Азербайджан, Армения, Узбекистан – политические партнеры России, с Турцией мы пытаемся такие партнерские отношения поддерживать. Так что в данном случае цель скорее именно в том, чтобы «дожать» показатели по импортозамещению и поддержать российский тепличный бизнес, в который за последние годы инвестированы крупные средства. Перед глазами положительные примеры – и расцвет мясных холдингов, и возрождение российского виноделия. Но есть несколько нюансов.
Во-первых, Азербайджан – крупнейший поставщик помидоров в Россию, и введенные ограничения обусловят подорожание продукции. Особенно это важно в контексте, когда «бакинские помидоры» – устойчивый бренд и знак качества для потребителя.
Во-вторых, не факт, что наши производители готовы сейчас же заполнить образующиеся пустоты. Производство перца в России очень невелико, поставки яблок в этом сезоне сократятся из-за неурожая. Кратко- или среднесрочный дефицит вполне возможен.
Наконец, подобные меры не способствуют укреплению экономического партнерства со странами-поставщиками. Они неизбежно будут искать новые рынки сбыта и развивать альтернативные партнерства – как это случилось, скажем, с польскими яблоками.
В очередной раз приходится говорить, что протекционизм без интенсивной внутренней конкуренции в итоге ведет к тому, что потребитель получает продукт еще более низкого качества, а государство теряет очки в международных торговых партнерствах.