Сегодня мы поговорим о причинах проведения сделок с недвижкой у нотариуса.
На практике большинство договоров купли-продажи не нужно удостоверять через нотариуса. Обычно ДКП оформляется в простой форме и затем предоставляется в МФЦ. Но некоторые люди готовы даже переплатить, чтоб проверил все документы именно нотариус.
Ниже мы и разберём ситуации, когда лучше всего воспользоваться услугами нотариуса, хоть и его услуги не носят обязательный характер
1. Дополнительная проверка продавца
Нотариус в первую очередь обращает своё внимание на дееспособность сторон. Может задать ряд вопросов, чтоб узнать причины проведения сделки, а также разъяснит все права и обязанности согласно условиям договора. В последующем оспорить сделку не представляется возможным, так как лицо осознает и понимает все свои совершаемые действия.
Более того, нотариус может сделать запрос в Росреестр на предмет наличия информации о частичной или полной недееспособности продавца на основании решения суда.
Запрос же в ЕГИССО позволит получить сведения об ограничении дееспособности или признании лица недееспособным.
В данном случае на нотариуса возлагать надежды не стоит, он не медик и не использует в своей практике специальные методики для проверки недееспособности лица. Но имеется шанс, что можно будет выявить статус недееспособность лица, самостоятельно такую информацию не получить.
2. Анализ чистоты проводимой сделки
Нотариус не сможет удостоверить, пока не сможет выяснить всю информацию об объекте недвижимости. В ходе проверки нотариус может проверить все обременения на объект на момент продажи.
Как мы знаем, с 01.03.2023 выписку из ЕГРН смогут получить не все, а вот нотариус продолжит иметь право делать запросы в Росреестр.
Всю информацию из бумажных документов нотариус обязан перепроверить, а недостающие сведения получает через ЕСИА, в которой хранится вся информация из ЕГРН (собственники, обременения, аресты). Через ЗАГС сможет получить данные о наличии или отсутствие брака, а через запрос в МВД позволит узнать о действительности паспортом.
Также у нотариуса имеется своя информационная система, в которой все сведения:
наследственные дела, реестр доверенностей, согласия супругов.
3. Отсутствие ошибок при составлении договора
Нотариус не может пропустить пункты в договоре, которые возможно будет оспорить.
Дополнительно исключает факторы, из-за которых сделку можно будет приостановить.
Пример:
неточность паспортных данных, неверное описание объекта недвижимости.
Ошибки чаще всего допускают юристы, участникам необходимо будет исправлять договор либо составлять допсоглашения и далее обращаться в Росреестр.
Государственный регистратор проверяет законность совершаемой сделки, отсюда и все права на имущество переходят к продавцу намного быстрее.
4. Страхование рисков
Как правило, нотариусы обязаны страховать свою ответственность перед гражданами.
В данном случае из-за ошибок лицо может потерять право на приобретение жилого, при этом ущерб покрывает страховка.
Стандартный размер страховки – до 5 млн рублей. При нехватке средств часть денег добавит компенсационный фонд нотариальной палаты.
5. Проведение междугородней сделки
Стороны при совершении сделки могут даже не видеть друг друга, сделку могут провести дистанционно.
На основании документов от сторон переводят в электронный вид, далее составляется электронный договор, которые заверяется электронными подписями.
Стороны по договору смогут раздельно платить нотариусу.
6. Нотариальный депозит
Расчёт сделки проводят через депозит нотариуса, то есть специальный счёт, где хранятся деньги до тех пор, пока не произойдёт государственная регистрация.
После чего нотариус направляет средства продавцу.
Размер нотариального тарифа составляет 1500 рублей, сюда следует прибавить стоимость услуг правового характера до 1500 рублей. Такая схема будет дешевле, чем будете использовать сервисы безопасных расчётов, стоимость которых доходит до 3200 рублей.
7. Дистанционная регистрация
В момент проведения сделки нотариус направляет самостоятельно документы в Росреестр.
При обращении к нотариусу покупатель должен будет уплатить пошлину до 2000 рублей за регистрацию прав на недвижку и 350 рублей при регистрации прав на землю.
Регистрация права собственности составляет один рабочий день, что выглядит намного быстрее, чем через МФЦ с предоставлением письменного договора, регистрация права займёт 9 рабочих дней.
8. Льгота при оплате услуг
Нотариусу могут не платить за его услуги лица, которые стоят в очереди на улучшение жилищных условий и оплатившие сделку пособиями от бюджета (субсидия для молодых семей, региональная выплата).
Граждане с инвалидностью (с детства, инвалидностью 1-й и 2-й группы) не платят 50% от размера государственной пошлины.
Юрист Кочетков А. В. специально для членов и партнеров Промышленного профсоюза
Больше интересных новостей в сфере права на нашем телеграм канале: https://t.me/pasis30