В России вскоре пройдут выборы в Госдуму. В связи с этим «Солидарность» заинтересовалась, как выбирают законодательную власть в других странах. Глава Испании – король, но законодательная власть в стране принадлежит парламенту. И хотя Каталония и Страна Басков регулярно заявляют о желании быть самостоятельными, даже у них нет претензий к выборам. Рассказываем, как работает испанская система.
НОВАЯ ЭПОХА
Смерть диктатора Франсиско Франко 20 ноября 1975 года открыла дорогу демократическим преобразованиям в Испании, несмотря на то, что Франко сам назначил себе преемника в лице будущего короля Хуана Карлоса I. В 1976 году временное правительство, после того как приняло Закон о политической реформе, выставило его на всенародное голосование.
Референдум 1976 года абсолютным большинством (97,4% голосов избирателей при явке 77,7%) утвердил в Испании конституционную парламентскую монархию. Эта формулировка перешла в первую статью Конституции Испании 1978 года. Реформа не порывала полностью со старыми политическими институтами. Действующий ныне испанский парламент – Генеральные Кортесы – существовал до 1923 года, когда его упразднил во время своей семилетней диктатуры генерал Мигель Примо де Ривера, председатель правительства при короле Альфонсо XIII.
Позже Кортесы были восстановлены (можно сказать, одно название) под именем Испанские Кортесы при Франко, однако франкистский парламент был однопалатным и не обладал существенным политическим весом. В 1977 году законодательно был восстановлен двухпалатный парламент. После того как испанцы на всенародном референдуме одобрили Конституцию, временный парламент, чьей задачей была разработка Основного закона, был распущен и были объявлены новые парламентский выборы, уже под эгидой новой Конституции. Они состоялись 1 марта 1979 года. Так был завершен переходный этап преобразования политической системы Испании.
ОТ 300 ДО 400
В нижней палате парламента, Конгрессе депутатов, 350 мест – на самом деле теоретически и согласно Конституции число мест может меняться от 300 до 400, но по закону 1985 года, который регулирует проведение выборов, установлено, что в Конгрессе должны заседать 350 депутатов. В верхней палате, Сенате, изначально было 297 мест, сейчас 265 (периодически добавляется или убирается одно кресло – сенаторов может быть 266, а вообще число сенаторов зависит от численности населения – об этом ниже).
Не стоит забывать, что кроме европейской материковой части в состав Испании входят Балеарские и Канарские острова и два города в Северной Африке – Сеута и Мелилья. Таким образом, в стране насчитывается 52 избирательных округа: два – это североафриканские города, и 50 – по числу провинций на материке плюс острова (не путать с автономными сообществами, которые у всех на слуху – Каталония, Эстремадура, Андалусия, Страна Басков и т.д. – их всего 17, и провинции или входят в их состав, или совпадают в границах – например, Астурия, Кантабрия, Мурсия, Мадрид).
Плотность населения в стране неравномерная, численность разнится от провинции к провинции, поэтому было решено создать двухъярусную систему представительства. Первый ярус – по два депутата от каждой провинции и по одному из Сеуты и Мелильи. Таким образом заполняются 102 места в Конгрессе. Остальные 248 мест распределяются среди политических партий и депутатов пропорционально населению и поданным голосам. Распределение количества мест, выделяемых для избирательного округа, может меняться и уточняется при выдаче распоряжения о выборах. Партии получают места примерно пропорционально количеству поданных голосов – согласно методу Д’Ондта, предпочтение отдается партиям, получившим большее количество голосов, что позволяет устранить проблему «дробных мест» при строгой пропорциональности.
Голоса отдаются именно за партии, избиратели не знают, кто именно войдет в Конгресс от каждой. В Испании зарегистрировано порядка 500 политических партий (регистрация партии довольно несложный процесс), поэтому используется 3-процентный порог.
ОДНО НА МИЛЛИОН
Верхняя палата парламента частично выбирается напрямую жителями Испании – так заполняются 208 кресел, частично сенаторов выбирает законодательный орган автономного сообщества – так поставляются остальные 58 сенаторов. Прямые выборы сенаторов фактически не берут в расчет численность населения провинции, и места распределяются следующим образом: каждая материковая провинция (их 47) выбирает 4 сенаторов, три крупнейших острова (Майорка, Гран-Канария и Тенерифе) выбирают троих сенаторов, а оставшиеся семь островов – по одному. И по два места закреплены за Сеутой и Мелильей. В сумме получается 208 мест.
На данном этапе это дает преимущество провинциям с небольшой численностью населения – Мадрид и Барселона, где проживают соответственно 6,8 и 5,7 млн человек, имеют равное представительство с провинциями Сория и Теруэль, в которых живет соответственно всего 89 тыс. и 134,5 тыс. человек. На избирательном бюллетене избиратель видит по три кандидата от каждой партии – партий много, поэтому бюллетень часто печатается на листе формата А3, а то и больше, так что его почти официальное название – «простыня» – оправданно.
Избиратель в праве выбрать троих кандидатов от любой партии на свое усмотрение. Тем не менее чаще всего голоса отдаются в пользу партии целиком, то есть за трех кандидатов от одной. В результате в Сенат от каждой провинции проходят три кандидата от самой популярной партии и главный фаворит от второй по популярности партии.
До 2011 года партии не могли выбирать порядок, в котором представлены кандидаты в бюллетене, и это создавало проблемы для вторых по популярности партий – в Сенат проходил тот кандидат, чья фамилия следовала первой в алфавитном порядке.
58 мест распределяются между автономными сообществами по количеству населения – один сенатор от каждого миллиона человек с округлением в большую сторону: Риоха, в которой проживает 315 тыс. человек, и Кантабрия, в которой живет 580 тыс. человек, имеют по одному сенатору. Но таким образом и Астурия, население которой всего на 18,7 тыс. превышает один миллион, имеет два сенаторских места. Исходя из всей этой арифметики, получается, что представительство в Сенате между густонаселенными и малонаселенными провинциями – читай городскими и аграрными – более-менее выравнивается. Риоха имеет 5 сенаторов от 315 тыс. человек, а Андалусия 13 сенаторов от более чем 8 млн человек.
ПРОФЕССУРА И СУДЬИ
На практике успех избирательной системы Испании подтверждается тем, что ни Каталония, на Страна Басков – две территории с мощным запросом на широкую автономию (которой они пользуются) и сепаратизм (который так и не был реализован в ходе кризиса 2017–2018 годов в Каталонии, а в Стране Басков закончился расформированием националистической леворадикальной организации ETA в том же 2018 году) – не выдвигали серьезных претензий в недостаточной представленности своего населения в испанском парламенте. Также не было ни одного серьезного обвинения в подлоге.
Правом голоса обладают все совершеннолетние испанцы, кроме осужденных окончательным приговором суда. А реализация этого права – идти или нет на выборы – остается на усмотрение гражданина.
Избирательный закон имеет статус конституционного, и все изменения представляются на рассмотрение конституционной комиссии Парламента и следуют всем процедурам, которые установлены для конституционных законов. Так что парламентарии не могут извращать закон для собственной выгоды.
Курирует и контролирует избирательный процесс Центральный избирательный совет. Он состоит из 13 членов: 8 – судьи Верховного суда, 5 – назначаемые парламентом правоведы, политологи и социологии (как правило, уважаемая университетская интеллигенция).
Секретарь Центрального избирательного совета – он же генеральный секретарь Конгресса – не обладает правом голоса в Совете. А президент и вице-президент Совета избираются из восьми судей, входящих в него. Также в совет входит президент Национального института статистики и директор избирательной комиссии, который имеет право голоса только в случае равного распределения голосов среди голосующих членов Совета.
Центральная профсоюзная газета «Солидарность»