Они надеются на вмешательство омбудсмена и международных структур
Ведомости от 27.11.20
Более 20 некоммерческих организаций направили обращение уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой и комиссару Совета Европы по правам человека Дунье Миятович в связи с поправками в законодательство об НКО. Об этом сообщила Московская Хельсинкская группа. Общественники обращают внимание, что внесенные в ноябре депутатами и сенаторами законопроекты направлены на подавление деятельности российских НКО, филиалов международных организаций, на ограничение прав граждан на мирные собрания и свободу выражения мнения. Их принятие создает юридическую базу для запрета на любую критику госполитики, считают общественники, а гражданские организации не смогут работать, что скажется на оказании помощи гражданам. Обращения подписали «Мемориал», «Общественный вердикт», Сахаровский центр, «Сова», Центр защиты прав СМИ и другие организации. Ранее более 60 российских организаций уже направили письмо в ООН о планируемом ужесточении законодательства.
Правозащитники обращают внимание на то, что согласно предлагаемым нормам НКО – иностранные агенты должны будут представлять в Минюст программы и другие документы о планируемых мероприятиях, а после – отчеты об их исполнении. Минюст же получает право запретить те или иные мероприятия, однако перечень оснований для запрета не указан. Если же НКО откажется соблюдать требование Минюста, то ведомство может подать иск о ликвидации организации. Также расширяется круг потенциальных иностранных агентов, к этому понятию добавляются и незарегистрированные общественные организации, получающие иностранное финансирование и ведущие политическую деятельность.
Все НКО и физлица, которые получат статус иностранного агента, должны будут маркировать свою принадлежность к иностранным агентам. Любое распространение информации о них, в том числе и в СМИ, должно сопровождаться указанием на то, что это НКО или физлица – иностранные агенты. «Ведомости» обратили внимание на то, что реестр иностранных агентов уже долгое время на сайте Минюста является закрытым и посмотреть, какие НКО в нем находятся, невозможно.
Поправки в законодательство об НКО и поправки в КоАП, ужесточающие работу НКО и увеличивающие наказание для них, были внесены в ноябре правительством, а также парламентариями во главе с депутатом Василием Пискаревым и сенатором Андреем Климовым. Один из авторов законопроекта – Климов сказал «Ведомостям», что свою точку зрения парламентарии высказали в законопроекте и это «нормально, что есть недовольные»: «Но принимать решение будут не авторы законопроекта, а Госдума, Совет Федерации и президент. Если поступят какие-то предложения от общественных организаций, то мы их рассмотрим, но это не означает, что мы их учтем. Есть депутаты и сенаторы, которые не являются авторами этих законопроектов, они могут вносить свои поправки. А у НКО есть право обращаться и к уполномоченному по правам человека». Москалькова на звонки «Ведомостей» не ответила.
Законопроекты являются неправомерным и непропорциональным вмешательством в деятельность НКО и физических лиц, говорит руководитель фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина: «Например, поправки позволяют включить в список физических лиц – иностранных агентов сотрудников НКО. Тогда им придется отчитываться о том, как они тратят свою зарплату. Кроме того, Минюст в случае принятия поправок сможет легко инициировать ликвидацию НКО, которые ведут несогласованные с ними программы». Письмо, направленное Москальковой, может привлечь ее внимание как главного государственного правозащитника к этой проблеме: «Она должна вступить в коммуникацию с Госдумой и высказать свое отношение к этим инициативам». Таубина добавила, что важна будет и международная реакция, поэтому она ждет и ответа от спецдокладчиков ООН по этой теме: «Если будет реакция со стороны официальных структур, то есть надежда, что эти законопроекты в таком виде обсуждаться не будут».
На то, что обращения к Москальковой, Миятович и в ООН повлияют на российских законотворцев, надеется и директор центра «Сова» Александр Верховский: «Если будет много критики, то больше шансов, что хотя бы что-то в законопроектах будет скорректировано». Понятно, что законопроект будет применяться выборочно, хотя теперь это усиление давления не только на НКО, но и на физических лиц, говорит Верховский: «Ограничения вводятся на проведение очных мероприятий, вводится запрет на финансирование митингов – сейчас от иностранных агентов и иностранцев, а дальше, возможно, введут от всех. Эти законопроекты такой клубок, который делает невозможной гражданскую активность для всех – а дальше уже будет правоприменение: чью деятельность захотят прекратить, к тому и будет применяться закон».