Но пока чиновники не нашли, чем компенсировать потери казны
Ведомости от 11.02.20
Правительство Михаила Мишустина возобновило дискуссию, начатую правительством Дмитрия Медведева, о снижении социальных взносов, рассказали три федеральных чиновника. Рассматриваются различные варианты снижения общей ставки – с 30 до 23–25%, но пониженная ставка для относительно высоких зарплат может быть при этом отменена. Как компенсировать потери внебюджетных фондов, еще обсуждается, знают собеседники «Ведомостей».
В 2017–2018 гг. власти уже обсуждали налоговый маневр – снижение страховых взносов до 22% взамен на повышение НДС с 18 до 22%. Но в итоге провели только половину маневра – повысили НДС до 20%, чтобы оплатить национальные проекты президента Владимира Путина, а вот снижения нагрузки на труд бизнес так и не дождался. Она остается высокой и реформа может привести к обелению рынка труда, росту доходов населения и экономики, повышению ее конкурентоспособности, перечисляет один из чиновников.
За чистоту
Именно необходимость обелять рынок труда была главным аргументом Минфина при обсуждении маневра в 2017 г. Это неизбежно будет происходить, зарплаты будут выходить из тени из-за ужесточения сбора налогов, нагрузка на бизнес вырастет, поэтому нужно опустить ставки взносов, объяснял тогда один из участвовавших в спорах чиновников. Министр финансов Антон Силуанов в 2017 г. оценивал серый фонд зарплат в 10 трлн руб., а дополнительные доходы бюджета от обеления экономики – в 500 млрд руб. По расчетам Александры Суслиной и Романа Леухина из Экономической экспертной группы, теневой рынок труда обходится расширенному бюджету в 3% ВВП.
Сейчас работодатели платят страховые взносы по ставке 30%. Если зарплата сотрудника превышает 1,29 млн руб. в год, ставка пенсионных взносов с суммы сверх этого порога снижается до 10%, а на социальное страхование – до нуля при зарплате свыше 900 000 руб. В России регрессивная шкала в отличие от большинства стран ОЭСР – нагрузка на труд снижается по мере роста доходов, а не повышается, обращает внимание Суслина, реформа позволит сделать ее более справедливой. На это указывал и Минфин в 2017 г. – единая ставка, сниженная до 22%, уменьшила бы нагрузку на труд 98% занятых в формальном секторе и привела бы лишь к небольшому росту нагрузки для 2% высокооплачиваемых работников. В основном пострадали бы работники нефтегазового и банковского секторов, говорилось в материалах Минфина, с которыми знакомились тогда «Ведомости».
Представитель Федеральной налоговой службы переадресовал вопросы в Минфин, где отказались от комментариев. Представители правительства и социального вице-премьера Татьяны Голиковой не ответили на запросы «Ведомостей».
Кто выиграет и проиграет
При ставке в 23% сократится налоговая нагрузка на все отрасли экономики, свидетельствуют расчеты Научно-исследовательского финансового института Минфина (НИФИ). Ставка в 23–25% будет меньше нынешней эффективной ставки – 27,5%, говорит директор НИФИ Владимир Назаров. Больше всего от снижения страховых взносов выиграют отрасли, ориентированные на внутренний спрос и с высокой долей расходов на оплату труда, отмечает замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников, это, например, машиностроительные отрасли, производители потребительских товаров, сфера услуг, сельское хозяйство, производство химических продуктов. Их производственные издержки при снижении ставки до 23% уменьшатся примерно на 0,5–0,9%, а у компаний, занимающихся ремонтом оборудования, – и вовсе на 1,4%. Меньше всего выиграют экспортеры – у них в среднем более высокие зарплаты, а доля расходов на оплату труда небольшая, объясняет он. Реформа будет способствовать снижению дифференциации доходов отраслей, заключает Сальников.
По расчетам Минфина в 2017 г., больше всего от маневра (при снижении ставки до 22%) должны были выиграть секторы госуправления, бюджетники и сельское хозяйство, а проиграть – строительство, добыча и частные услуги. Нужно просчитать эффективную ставку по отраслям, если для всех новая ставка будет значительно ниже существующей, это будет хорошей поддержкой для большинства компаний, отмечает Назаров. Есть небольшой риск ухода в тень сравнительно высоких зарплат, но в основном их платят в крупных госкорпорациях и компаниях, которые не станут переходить на серые выплаты, рассуждает он. Но и влияние маневра на обеление экономики преувеличено, говорил в 2017 г. руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: уход в тень обусловлен разными причинами и налоговая нагрузка – только одна из них.
Где взять деньги
Снижение страховых взносов обойдется казне в 1,2–1,75 трлн руб. в зависимости от ставки. При снижении ее на 1 процентный пункт недополученные доходы составят около 250 млрд руб., столько же выиграет экономика, подсчитала Суслина. На страховые взносы приходится около 6–7% доходов бюджета расширенного правительства, бюджет ПФР дефицитен – ежегодно трансферт из федерального бюджета на страховую пенсию превышает 2 трлн руб.
Как чиновники собираются компенсировать такие потери фондов, «Ведомостям» выяснить не удалось. В 2017 г. правительство обсуждало повышение НДС, а также введение налога с продаж, но сейчас такой вариант не рассматривается, уверяют два федеральных чиновника. Возможно, частично дыру закроет сокращение налоговых льгот для нефтяников, говорит один из чиновников. В 2019 г. налоговые льготы нефтегазовому сектору обошлись бюджету, по оценкам Минфина, в 1,6 трлн руб. Только отрицательные акцизы нефтяным компаниям за поставку бензина на внутренний рынок за январь – ноябрь 2019 г. превысили 400 млрд руб.